Уважаемые товарищи! Теперь на нашем сайте в разделе "ДЕПУТАТ"-"задать вопрос", вы можете оставить своё обращение депутатам ГД РФ,ГС-Курултая РБ,Городского Совета г.Уфа.

Последние новости

Вход для пользователей

Город нашей юности, или  встреча  через 50 лет

 

… Давно мечтала о том, что  окажусь в  Уфе, в своем дворе   на улице Гафури, 72, где прошли детские и школьные годы.

А всего-то около трех часов лета от Санкт-Петербурга, и я - в Уфимском аэропорту. Сознание не успевает за событиями…Вот она - родная земля, воздух, по-домашнему свой, приветливый, и это чувствуешь всей душой, сердцем, всем  существом.

Как бы мы ни стремились жить будущим, память часто возвращает нас к прошлому. Часто во сне видятся самые разные  эпизоды из детства. Среди них - мама, которая очень вкусно жарила картошку с луком, и запах разносился по всему двору. Помнятся, теплые летние вечера, когда наши отцы после работы, поужинав, садились на деревянные крылечки и заводили неспешные разговоры. Мы, дети, крутились тут же, на зеленой траве, и благодатнее тех моментов нельзя было придумать. Помнится, акация и черемуха под окном, убаюкивающие капли дождя в осеннем нашем садике, душистый пряный запах разноцветной листвы. Помнятся запахи ярких фантиков на снегу в новогодние каникулы, сказочные ледяные горки  на Советской площади. И еще - высокие сугробы, во дворе, снег, громко хрустящий, и лунный  свет на всем этом  сверкающим  зимнем великолепии. И  крыльцо  двухэтажного дома, на котором мы, подростки, собирались, чтобы поделиться   своими новостями, потолкаться, попеть песни, обсудить фильм или книгу. Это крыльцо стало свидетелем встреч, первых зарождающихся симпатий, здесь звучали первые признания, слова верности, и кто-то нацарапал на стене дома маленькими буквами: «Я тебя люблю».

 

Родительского дома,  нашего  двора  больше нет. На его месте построили перинатальный центр. Остался один двухэтажный дом с заветным крыльцом. Трепетно, как будто дотрагиваясь до чего-то святого, открываю входную дверь, ведущую в коридор с деревянной крашеной лестницей. Здесь все сохранилось, как 50 лет назад. Как будто вчера двадцатилетней девчонкой я сказала приятелям о том, что улетаю в Ленинград поступать в  университет.

В 1965 году наш 11 -а — среди выпускников  10-й школы. Из 44 учащихся с первого класса к выпускному осталось 24. Многие после восьмилетки поступили в техникумы, училища. Время было активное, трудовое, заметно было стремление получить профессию, образование, помочь своей семье, да и самому быстрее определиться, встать на ноги.

Послевоенные дети, мы жили, учились, дружили как-то по-особенному, заряжаясь созидательной энергией времени, примером отношения родителей к труду, их целеустремленностью и  верой в лучшее. И это при том, что за мукой и сахаром стояли длинные очереди, а нарядное платье у мам было одно на двоих. Из раннего детства помню, как просыпались со звуками гимна, доносившегося из черной круглой тарелки радио,  когда отец собирался  на работу

«Школьные годы – чудесные, с  дружбою,  книгою с песнею». И кто же с этим не согласится? В нашей большой четырехэтажной общеобразовательной школе было много учеников и учителей. Своих, конечно, помним лучше. Первая наша учительница - Вера Николаевна, мудрая, добрая, степенная, строгая, любящая учеников, как своих детей. Нина Ивановна, классный руководитель с пятого класса,  учитель географии, которая устраивала для нас интересные турпоходы. Валентина Владимировна, учитель литературы. Она развивала в нас творческое мышление, самостоятельность, в том числе и в сочинениях на свободную тему. Учительница математики Маргарита  Николаевна – мы  ее боялись, а зря, потому что она всех  старалась вытащить, помочь понять материал. Химию преподавала артистичная Вера Михайловна, фанатично любившая свой предмет. Она с восторгом, например, говорила о том, что сливочное масло будет синтетическим и не уступит в качестве натуральному. Мы удивлялись и не могли себе этого представить. Обучение у Веры Михайловны, как потом оказалось, ценилось у специалистов по высшему баллу и было гарантией успешной  сдачи  экзамена по  химии  при поступлении в вуз.

После уроков учителя оставались разъяснять материал тем, кто его не понял или пропустил по каким-либо причинам. От нас никогда никто из учителей не отмахивался,  наоборот, предлагали помощь.

Учителя, наши родители и мы, ученики, чувствовали себя одним коллективом, заинтересованным одним делом, объединенным одним настроем; взрослые - вырастить думающего, знающего человека, а мы - стать такими. Диспуты, конкурсы, олимпиады, кружки во дворце пионеров, спортивные секции - всем этим мы занимались с удовольствием. Из разговоров отцов-фронтовиков, по урокам истории мы знали, что фашисты планировали сравнять с землей наши города, истребить мирных жителей. В «Плане Барбаросса» при разгроме Ленинграда числилось и полное уничтожение Эрмитажа, в котором хранятся шедевры искусства со всего мира, в том числе и немецких мастеров. Разве могли мы как-то ослушаться своих героических, мужественных родителей и учителей, участников войны, подвести их и не выполнить свои обязанности? Мы старались, и это было само собой разумеющимся, без красивых слов.

…Даже посторонний человек, глядя на нас, шестидесятилетних,  собравшихся в кафе, мог бы сказать, что это - близкие люди, которым есть что сказать и о чем помолчать. Мы  учились вместе одиннадцать лет, жили в соседних дворах,  недалеко от школы, и часто собирались вместе: то по случаю сбора металлолома, то макулатуры, то  за совместными уроками у кого-нибудь дома, в кружке художественной самодеятельности, в походах на лыжах и на футбол. У нас даже дни рождения совпадают по дням, месяцам в течение одного года  так рядышком, друг  за  другом, и взрослели.

Что может быть необычнее, чем встреча через 50 лет? Шумные, не узнающие кого-то в первый момент, счастливые мои одноклассники радостно  встречали  очередного вошедшего. И через несколько мгновений  мы чувствовали  себя восемнадцатилетними - высокими, стройными, полными сил, энергии, красоты, с густыми шевелюрами и тонкими талиями. Как будто в прежние времена собрались у Ларисы Муратовой и будем рассказывать, где были, что делали и что новенького приключилось за время путешествия длиною в жизнь. 

У каждого своя необычная история. Но те интересы, которые проявились в школьные годы и всячески поддерживались учителями, для многих стали профессией. Пример преподавателей тоже сыграл свою роль. После окончания химфака БГУ работали в этой отрасли Римма Якупова, Лариса Муратова, Наташа Романенко; Галя Дунюшкина преподавала немецкий язык. До сих пор учителем геометрии работает Таня Бахтизина, преподает сопромат Женя Доронина; Володя Решетников – тренер  международного класса по  хоккею. Закончили авиационный институт и работали в этой области Зина Туник, Володя Яцко, Земфира Сулейманова. Подруги Люба Митрошина и Люда Аборкина, учившиеся и в одном вузе  стали бухгалтерами. Задатки художника проявлялись     со школьной скамьи у стильной Полины Чаругиной, ее профессия по жизни - модельер-конструктор. Рая Габитова – инженер – электрик железнодорожных путей.  Валера Васильев нашел свое призвание в ремонте автомобилей и успешно занимался этим в своей мастерской. Роберт Валеев - сотрудник Баштрансгаза. Роза Лукманова - невролог медико-социальной экспертизы в Санкт-Петербурге. Все мои одноклассники - специалисты в разных областях промышленности, науки,искусства, медицины, занимаются бизнесом. Многие живут в Уфе, и это дает возможность созваниваться, видеться, поддерживать друг друга. И поводов  становится все больше - рождение не только внуков, но и правнуков.

В нашей 10-й школе все те же безукоризненно отремонтированные белые окна и деревянные коричневые полы - светло, уютно,как дома. Школа - тот же дом, после родительского, где все свое, родное.

Одно из трепетных  моих воспоминаний  и памятных мест - железнодорожный вокзал. Здесь работал кузнецом мой отец, герой-фронтовик Александр Игнатьевич Мулин, дошедший пехоте до Братиславы. Мы с мамой, сестрой и братом часто приходили к нему на  работу - купаться в душе или в реке Белой летом. Очаровывались мощью паровозов, набирающих скорость, запахом шпал.Помню ощущение вечного движения, которое, казалось, никогда и нигде не заканчивается - в обе стороны по путям разъезжались товарные и пассажирские

вагоны и поезда, и мы приветливо махали руками.

Радостно было видеть сохранившееся здание XVIII века со свойственной тому времени архитектурой; в нем «отдыхают»  до сих пор  электровозы  и готовятся  к очередной  поездке. Само здание вокзала - новое, просторное, комфортное  для пассажиров, с

переходами и автоматическими дорожками на выход в город и посадку к поездам.

Сам вокзал находится в живописном романтическом месте. С одной стороны - река Белая с ее прибрежными и дальними просторами , а с другой - высокий, крутой склон с редкими домиками, елками, крутыми лестницами для спуска, освещенными лучами солнца из-за горы.

Уфа стала нарядной, неузнаваемой. Затон, куда по выходным с родителями мы плавали на катере по Белой, застроился многоэтажными домами с просторными улицами. Сквер Аксакова над Белой в другой части города, наше любимое место

прогулок, благоустроен. И канатный мост как волшебный  трамплин  в нечто  окрыляющее.

Понравились в городе кафе, отделы кулинарии, в которых готовят очень вкусные вак-беляши, курники и множество других выпечных изделий со всевозможными начинками.И совсем недорого!

И вспомнились  маленьких  уфимские  забегаловки  60-х годов, в которых  выпекали  ароматнейшие булочки, а на центральном  рынке – жареные пирожки  за  4 копейки  с ливером  - просто объедение!

Несколько  раз ходила  к себе  на улицу Гафури. Сидела  на лавочке в нашем дворе

 откуда виднелась часть дома, крыша школы, и чувствовала, что ничего главнее для меня сейчас в этом мире нет.  Просто сидела и наслаждалась присутствием здесь, ощущала, что это родное место, как живительный источник, наполняет меня какой-то необходимой мне силой, своими освежающими потоками, уравновешивает, вызывая чувство благодарности тому, что живу, вижу, нахожусь здесь, в своем  родном  дворе.  

Глубоко, до мельчайших подробностей живет в нас память детских лет. Это наше начало, корни, которые связаны с родителями, родственниками, другими людьми. И это связь крепче, чем мы думаем.

Жадно вглядываясь в деревянные и каменные дома, имеющие свой художественный облик, узнаваемые заборы и калитки на улицах Красина, Чернышевского, Аксакова, испытываешь и грусть, и пронизывающее чувство привязанности. Это - как к бабушкам и дедушкам, которые охраняли нас своими заботами, молитвами, великой любовью не напоказ и напутствием на добрые дела. Окунаясь в воспоминания, гуляя по своим памятным местам, встречала горячее участие земляков, случайных собеседников, вспоминающих своих одноклассников, свои незабываемые школьные годы.

Благодарна капитану полиции Михаилу Николаевичу Скуднову, который понял мое настроение, проникся   темой одноклассников  и быстро помог найти адрес одного из моих товарищей по двору.

Благодарю своих милых друзей из 11 -а, организовавших эту встречу и пригласивших меня в родной город. Даже находясь далеко, знаешь, что они есть - проверенные, все понимающие, желающие добра   близкие люди, и это прибавляет отваги для новой жизни и новых путешествий.

 

                Татьяна Мулина , выпускница школы №10,г.Уфы