Последние новости

Вход для пользователей

Из жизни юбиляра Ахиярова Камиля Шаехмурзиновича

 

                                                                      19 февраля  исполняется  85 лет

                                                                     члену Кировского районного отделения  КПРФ

                                                                      г.Уфы Камилю  Шаехмурзиновичу  Ахиярову.


 

          

                                   Из жизни юбиляра  

                  Ахиярова  Камиля Шаехмурзиновича                  

Видный ученый и известный педагог Камиль Шаехмурзинович Ахияров отмечает  свое славное  85 – летие. Родом он из  деревни Верхне-Манчарово Илишевского района.  Его родители, Шаехмурза Ахиярович и Гульзифа Шакировна, навсегда были связаны с землей. Вырастили они шестерых детей. Отец,  начавший свой трудовой  путь пастухом  в 1930-е стал активным участником колхозного движения. Авторитет  этой семьи среди сельчан был особым: в дом Ахияровых шли и стар, и млад - кто за советом, кто с радостью, а кто с болью. Будучи в разные годы председателем колхоза  имени М.И.Калинина  Илишевского района, директором Яркеевской МТС, он принял участие в работе 11 Всесоюзного съезда колхозников-ударников, VII съезда Советов (февраль 1935         г.), где встречался и беседовал со И.В.Сталиным, К. Е. Ворошиловым, М.И.Калининым, 11. К. Крупской и другими руководителями страны. Его труд, вложенный в развитие родного края, отмечен многими правительственными наградами.

 

Любовь к жизни, стремление быть нужным людям, полезным обществу - таковы были традиции в семье Ахияровых. Доброта и порядочность, жизненная мудрость, культ знания передаются в этой семье  из поколения в поколение. Именно эти  качества перенял Камиль Шаехмурзинович от  родителей и передал своим детям. Его дочери-близнецы известные в своей области специалисты: Эра Камилевна врач-офтальмолог, заслуженный врач Республики Башкортостан, Эльза Камилевна доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РЬ, заведующая лабораторией генетики УНЦ РАИ, академик АН РБ, ученый-генетик, известный не только в России, но и за рубежом.

Камиль Шаехмурзинович после окончания Башкирского государственного педагогического института им.К.А.Тимирязева 12 лет, работал учителем и директором Челкаковской средней школы Бураевского района, а затем  кандидата  педагогических наук направляют  проректором по учебной и научной работе Бирского государственного педагогического института, а затем  в  должности ректора он проработал 26 лет  зарекомендовав себя  активным, настойчивым и компетентным руководителем.

Проработавший 12 лег директором сельской школы, К.Ш.Ахияров основал свое научное направление по политехнизации сельской школы. По его инициативе в институте открывается проблемная лаборатории НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР, главной тематикой работы которой стали «Педагогические основы ученических производственных бригад».

С 1989 по 2006 гг. К.Ш Ахияров работал заведующим кафедрой научных основ управления школой, а с 2007 г. - руководителем научно-методического центра по профильному обучению школьников Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы. K.L1J. Ахияровым опубликовано  более 700 научных и учебно-методических работ, некоторые из них изданы за рубежом.

Важной вехой его научной деятельности стала разработка методологических подходов и методов педагогических исследований в период кризисного состояния образования, его реформирования, модернизации и перехода к профильному обучению старшеклассников. Научные труды академика отличаются новизной, богатством фактического материала, его анализом и обобщением. В 1996 г. К.Ш.Ахияров первым в Башкортостане был избран член-корреспондентом Российской академии образования.

Профессор К.Ш.Ахияров вносит весомый вклад в изучение истории духовной культуры народов, населяющих не только Республику Башкортостан, но и Поволжье и Урал. Под его руководством коллективом научных работников составлена и издана программа и учебное пособие спецкурса по этнопедагогике для педагогических вузов и училищ России и стран СНГ. Начиная с 1953 г. по его инициативе проведены более 60 республиканских и региональных научно-практических конференций но проблемам социального и трудового становления школьников.

Научная школа, возглавляемая Камилем Шаехмурзиновичем, оказывает большую научно-методическую помощь общеобразовательным школам, вузам Урала и Поволжья по внедрению новых технологий в образовательный процесс в условиях модернизации образования.

Ахияров  с удовольствием  вспоминает о  своих встречах с  И.Г. Оренбургом, С.В. Михалковым, М. Шолоховым, М. Каримом, маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым, организатором партизанского движения Украины в годы Великой Отечественной войны, дважды героем Советского союза С.А.Ковпаком, дважды Героем Советского Союза, земляком М.Г. Гареевым, генералом армии, земляком Г.В. Лобовым, женой Мао-ЦзеДуна - Сун-Син-Лин, Индирой Ганди, многими известными учеными страны, а также  Индии, Франции, Китая, Турции, Германии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Кипра, Египта, Чехословакии.  

Важнейшим событием в жизни Камиля Шаехмурзиновича стали встреча и дальнейшая дружба с известным педагогом XX столетия, Героем Социалистического Труда, членом-корреспондентом АПП СССР В.А. Сухомлинеким.

Выдающийся педагог, прекрасный отец, примерный семьянин, надежный друг и товарищ, который «до последней минуты своей жизни изо всех сил трудился, чтобы закончить несколько неоконченных книг», Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «творить человека - это высшее счастье». Когда у него спросили: «Что самое главное в вашей жизни?», он переспросил и ответил: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Поэтому свою главную книгу он и назвал «Сердце отдаю детям».

Кроме В.А. Сухомлинского  К.Ш. Ахияров  изучал труды К.Д. Ушинского, U.K. Крупской, АС. Макаренко и многих современных философов, социологов, психологов и педагогов.

Опыт Макаренко, Сухомлинского и Ахиярова важен для нас, потому что они открыли разные стороны одной и той же педагогической истины.

Профессия учителя - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое и изумляться ему, видеть человека в процессе его становления – именно в этом призвание к педагогическому труду.

Потребности нравственного развития любого общества предполагают выдвижение таких ценностей, которые бы правильно ориентировали учителей, воспитателей, родителей в воспитательной работе при формировании морального сознания и поведения детей. Из нравственных ценностей главную роль они от водят труду.

Следует указать, что из 700 работ более половины К.Ш. Ахияров посвятил трудовому воспитанию, на котором основываются и им определяются такие формы активности детей, как полезная деятельность, духовность, поведение и патриотизм. Он ставит задачу конкретно определить основы трудового воспитания, которые обусловливают нравственную жизнь детей.

В.А.Сухомлинский и K.I1I. Ахияров определяли труд как необходимую деятельность, груд не бездумный, механический, а настоящий, где ясна цель, а средства выбираются осознанно и приводят к реальному общественно-полезному результату.

«Трудовое воспитание это, образно говоря, гармония грех понятий: надо, трудно и прекрасно», и далее продолжает Сухомлинский: «Трудолюбие эго, прежде всего сфера, эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда груд дает ему радость».

В.А.Сухомлинский и К.Ш.Ахияров строго следуют совету А. С. Макаренко, который считал, что «труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебный, и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать».

ВА. Сухомлинский и К.Ш. Ахияров утверждали, что школа становится подлинным очагом культуры, когда в ней царят 5 культа: культ Родины, культ Человека, культ Книги, культ Родного слова, культ общественно­полезного производительного труда. Только благодаря труду человек становится Личностью.

Чтобы наш авторитет был непререкаемым, мы должны быть самыми образованными, интеллектуально и духовно богатыми людьми. Потеря педагогического и общественного авторитета начинается с урока.

Человеческой силе духа нет предела. Пет трудностей и мишеней, которые бы не мог одолеть человек. Не молчаливо претерпевать, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути.

Мы глубоко убеждены в том. что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников.

Каждый человек уже в  детстве и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества. Сегодня надо воспитать не просто готовность - практическую и нравственную - к труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь.

Для воспитания настоящего человека-патриота важное педагогическое значение имеют выработанные В.А. Сухомлинским при участии Камиля Шаехмурзиновича «десять нельзя». Они полностью отвечают современной компетентности ой и личностно-ориентированной парадигме образования и воспитания и призваны воспитать настоящего человека-патриота: физически здорового, духовно богатого, интеллектуально развитого, инновационно мыслящего, максимально культурного.

Осуществление десяти нельзя требует большой заботы о гармонии всего воспитательного процесса. Уважать можно того, кто заслуживает уважения; путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Поэтому педагоги и родители всегда должны помнить то, что их собственное поведение, образ мыслей, их отношение друг к другу и нравственным ценностям общества - основа формирования патриотических чувств и убеждений наших детей.

По утверждению В.А.Сухомлинского, великого гуманиста, педагога и патриота, действующего не только на словах, а прежде и больше всего в повседневных конкретных педагогических делах, «настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах. Воле и стремлениях, в отношениях к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него». Мудрый наставник в своей педагогической деятельности всегда стремился к тому, чтобы уже в годы детства в сознании каждого маленького гражданина нашей страны утвердилась большая вера в нравственные ценности святыни нашего Отечества, нашей Идеологии, нашей Истории и нашего Народа. Именно «духовная жизнь» и «высокая духовная интеллектуальная» человека, по мнению великого педагога, и становятся корневой основой его стремления стать настоящим патриотом, быть настоящим борцом и глубоко осознанно гордо чувствовать себя сыном Отечества. Но чтобы воспитать настоящего человека, человека-патриота, воспитателю(ям) самому(им) надо быть истинным Человеком «жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика». Только такой воспитатель может воспитать настоящего человека и настоящего патриота нашей Родины великой России.

К.Ш. Ахияров успешно сочетает научно-педагогическую и административную деятельность с общественно-организационной работой: с 1976 г. является председателем Президиума Башкирского республиканского отделения педобщества России, членом Научного совета по политехническому образованию и сельской школы РАО, членом диссертационного совела по защите докторских диссертаций при Челябинском государственном университете, членом и был председателем диссертационного совета на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Башкирском государственном педагогическом университете, членом Президиума Уральского отделения РАО. Много лет был членом научно-редакционного совета и редколлегии «Башкирской энциклопедии», председателем Научного совета по педагогике и психологии АН Республики Башкортостан, членом редакционного совета журналов «Наука и образование Зауралья» (Курган), «Учитель Башкортостана», «Ядкяр». Он ведет активное сотрудничество со многими зарубежными педа­гогам и-исследователям и.

За заслуги в области образования и определенный вклад в педагогическую науку К.Ш.Ахияров награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы БАССР», «Заслуженный деятель науки РСФСР и БАССР», награжден знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы СССР», «11очстный работник высшего и профессионального образования РФ». За успехи в области педагогической науки он  награжден многими  медалями.

В год 80-летия со дня рождения его биография включена в Интернет- энциклопедию «Выдающиеся ученые России» и размещена на сайте в сети. Адрес в сети: http://www.famous-scientists.ru/5508.

К.Ш.Ахияров всегда был в движении и труде. Он первым организовал и открыл в Башкирии 11-летнюю Челкаковскую трудовую политехническую среднюю школу Бураевского района (1956 г.); первым в республике в Челкаковской средней школе Бураевского района по примеру Григороиодийской средней школы Ставропольского края организовал ученические производственные бригады; стал первым кандидатом педагогических наук среди директоров сельских средних школ республики и защитил диссертацию в А ПИ СССР (1962 г.); стал первым доктором педагогических наук в республике (1974 г.); является единственным награжденным Министерством просвещения Украинской СССР медалью А.С. Макаренко (1964 г.); первым содействовал открытию совета по присуждению ученой степени кандидата и доктора педагогических наук в БГПУ им.М.Акмуллы; организовал учреждение медали В.А.Сухомлинского и М.Карима.

Академик Международной академии наук педагогического образования К.Ш.Ахияров один из тех  «детей войны», «детей Победы», кто во времена Великой Отечественной войны, военного лихолетия, наравне с родителями мужественно переносили голод, тягости и лишения, жили под оккупацией немецких фашистов, работали на оборонных заводах и колхозах, а повзрослев, поднимали из руин нашу страну.

Есть люди, к которым тянутся как к источнику мудрости. Их советами дорожат, общение с ними считают праздником души, сотрудничество редкой удачей в жизни. Такой личностью для нас был, есть и будет Камиль Ахияров.

 

Мы, коллеги Камиля Шаехмурзиновича, искренние и сердечно  поздравляем его со славным юбилеем и желаем  творческих успехов, здоровья и  благополучия в  семье.

 

 

 

С.М. Романцев

Академик Российской академии образования;

С.Е. Матушкин

Член-корреспондент Российской академии образования;

Р. М. Асадуллин Доктор педагогических наук, профессор, Ректор БГПУ им.М.Акмуллы;

Э.Ш.Хамитов, Доктор педагогических наук, профессор;

 

С.М.Усманов, Доктор физ.- маг.наук, профессор