Последние новости

Вход для пользователей

Опять о тарифах ЖКХ

Нас не перестают волновать беспорядки в ЖКХ. Несмотря на множество хороших федеральных, региональных законов по ЖКХ, поправок  к ним, в нашей столице, на наш взгляд, в этом деле до сих пор нет надлежащего порядка, особенно в обеспечении и оплате коммунальных услуг.

И, как мы понимаем, его не будет до тех пор, пока влиятельные люди, как в центре, так и на местах будут этому попустительствовать. Хорошо знаем, что в настоящее время в стране в частную собственность роздано 95 процентов государственного жилого фонда. Теперь каждому из нас приходится постоянно думать, как содержать квартиру, подъезд, весь дом и двор, где и как заполучить недорогие коммунальные услуги.

 

Казалось бы, нет причин для волнения. Все региональные, муниципальные коммунальные службы имеются. Но волноваться приходится потому, что эти службы, компании очень «кусачие», к тому же ненасытные в постоянном повышении тарифов и цен за эти услуги. Правда, есть и определенная защита. В мае минувшего года правительство РФ утвердило предельно допустимые размеры повышения тарифов. Для Башкирии этот предел составляет 6 процентов, для г. Уфы -12 процентов. Но, как видно, не все уфимцы «помещаются» в эти размеры. В июне прошедшего года председатель Госкомитета по тарифам нашей республики комментируя утверждение новых тарифов, просил жителей города не беспокоиться: дескать все,  что будет начислено сверх 12 процентов, правительство республики компенсирует путем адресной социальной выплаты (АСВ) согласно поданному  заявлению  в отделы социальной защиты населения. Тем, кто уже получает её, АСВ будет начислена и дальше. Да, в наших пенсионных  книжках появилась надпись об этих выплатах в сумме 666 руб. 64 коп., но ведь она не компенсирует рост оплаты за жильё. Президент РБ Р. Хамитов прямо сказал по этому поводу, что в поел едущие годы бюджетная доля расходов на коммуналку будет сокращаться, а доля плательщиков -повышаться. И все это по федеральному закону о ЖКХ, принятому еще десять лет назад, где предусмотрена стопроцентная оплата услуг потребителями. Видимо, кроме налоговой системы и образования бюджета страны, в наше капиталистическое время этой двойной оплаты не избежать. Конечно, люди знают, что при любых обстоятельствах за услуги надо платить,  и это неоспоримая жизненная необходимость. Однако не все хорошо представляют из чего складываются расходы на эти цели. Почему они не сокращаются, а постоянно, безудержно растут? Думается, что поставщики услуг даже не заинтересованы в снижении себестоимости всех затрат по ЖКХ. Видимо, они умело, легко и просто добиваются этого повышения? А потребитель получает платежные документы с указанием тарифов, сумм с требованием своевременной,  оплаты. К тому же  нередко во многих платежках сплошные подлоги. Не понятно, кто безнаказанно вынуждает составителей платежек делать эти выкрутасы в оплате за услуги.

В связи с этим возникает много нареканий в адрес управляющей организации ОАО УЖХ нашего, Демского  района. Почему, казалось бы, при единых тарифах, определенных Госкомитетом РБ по тарифам, в нашем районе даже в одном и том же ЖЭУ они очень разнятся? Например, в оплате за содержание в платежках за октябрь 2014 года  в доме Мусорского  21/1  за квадратный метр указана сумма 11 руб. 86 коп, на ул. Дагестанская 17/1- 18 р.04 , а по ул. Левитана 36-19 руб. 38 коп. и т.д.  А если говорить о качестве содержания, то вопросов, нареканий будет не меньше. Так, жители домов по ул. Таллинская 14, 16, 18, 20, где оплата за содержание составляет по 12 руб. 54 коп.,  недоумевают, почему  вот  уже много лет после замены части теплотрассы, водопровода в их дворах до сих пор не восстановлены зеленые насаждения, детская площадка? Несмотря на неоднократные просьбы жителей, не проложена асфальтированная и хотя бы освещенная одной лампочкой тропа для тысяч пешеходов, идущих через дворы на работу, в школу, на автобусную остановку, к мусорным контейнерам. Почему после так называемого капремонта водопроводных, водоотводящих труб не восстановлены  мостки вокруг домов, твердые покрытия   крылец, почему неприглядно выглядят фасады, подъезды, лестничные клетки? Подобное можно перечислять и далее.

По отоплению кроме  резкого  повышения  тарифов  стоимость за тепло разнится еще заметнее. Так, в том же октябре, да и в ноябре минувшего года жители домов на ул. Дагестанская 17/1 заплатили за него по 19 руб. 97 коп. с квадратного метра жилья, на ул. Мусоргского 21/1 - по 24 руб. 16 коп., по ул. Таллинская 18 - по 36 руб. 32 коп.  Перерасчет за отопление в этих домах  разнился  от 307 руб. 11 коп. до 432 руб 85 коп. и 534 руб. 72 коп. соответственно. Даже за газ в одних домах с жителей берут по 4 руб. 72 коп. за кубометр, в других - по 6 руб. 71 коп. В ЖЭУ  плату за  ненайденные утечки научились скрытно раскладывать  на добросовестных плательщиков, да так, что многие не замечают этого и вносят плату. А это сотни тысяч рублей в месяц. Подобная вакханалия возможна и в других районах города.

А что показывают прямые расчеты? За последнее время некоторые коммунальные службы добиваются выхода на такие расчеты с потребителями. При обсуждении этого вопроса на «круглом столе» в октябре минувшего года генеральный директор «Уфаводоканал» Аскар Файзуллин приводил такие убедительные, по его мнению, доводы, что, якобы, они третий год подряд работают в убыток и одной из причин этого является недоплата потребителями за воду. По показателю общедомового счетчика воды должны получить одну сумму, а от жителей через управляющую организацию ОАО УЖХ получаем до 40 процентов меньше.

 

Мы считаем, что это требует тщательного разбирательства. Но руководство «Уфаводоканала»  решили, видно, чем разбираться, лучше выйти на прямые расчеты, добиться и в дальнейшем повышения тарифа. Вместе с тем, руководитель этой организации подчеркнул, что экономически обоснованным считается тариф, при котором предприятие может существовать, делать ремонт и расширять сети. А если к этому добавить слово «шикарно» существовать, то это уже прорва. Увеличь тариф хоть в десять раз, все равно денег им не хватит.

 

По информации директора БашРТС Сергея Лыкова положение в тепловых сетях еще тревожнее. У них тоже есть большие претензии к управляющей организации, задолжавшей 2,2 млрд рублей. А некоторые подобные организации по полгода не рассчитываются с БашРТС. Выходом из этой ситуации они тоже считают переход на прямые расчеты с потребителями. Возможно и так, им будет виднее, где теряются объемы и деньги. Плательщикам нет разницы, кому их платить, но будет ли это дешевле и удобнее? Ведь есть  примеры, когда некоторые компании, перешедшие на прямые расчеты, не оправдывают себя перед потребителями. Взять уважаемых электриков. Как только они перешли на эту систему, с чьего-то позволения они увеличили плату за квт/час потребляемой энергии с 2 руб. 26 коп. до 2 руб. 35 коп. По информации директора ЭСКБ О. Козлова в 2015 г. тарифы опять повысятся, к тому же, они очень усложнили содержание платежных документов. В газете «Уфимские ведомости» от 18 декабря 2014 г справедливо возмущалась этим пенсионерка Валентина Никифорова: «Глядя на эту платежку,  глаз путается в многочисленных строчках». Возмущаемся и мы — авторы этой статьи. Мы насчитали в ней 177 клеток, более 80 из них с многозначными цифрами.  Мы тоже вопрошаем: «Зачем нужен такой свиток?» Электрическая сбытовая компания РБ это «новшество» объясняет требованиями законодательства. Может быть,  для обобщения и учета данных это кому-то и надо. Но судя по рассуждениям в СМИ для электриков, видимо, главное: разъяснять эту сложную схему. А удобнее ли она для плательщиков? Но, вероятно, составителей это интересует меньше всего.

Мы считаем, что для удобства плательщикам  нужно не ребус разгадывать, а заполнять в документе одну-две простые строчки.

А  чем можно объяснить безудержный рост оплаты по прямым расчетам за спутниковые и кабельные антенны? Около четырех лет тому назад в доме по ул. Таллинская, 18 провели кабельную антенну. Люди рассчитались за проведенную работу. Определена плата за содержание по 120 руб. в месяц. Через год стали платить по 130 руб., в последующем по 150-170 руб. В настоящее время плата возросла до 180 руб. Объяснений никаких нет. Мы полагаем, что это связано с ростом зарплаты отнюдь не рядовых работников ОАО «Башинформсвязь».

 

А чего ждать нам от НОФ «Региональный оператор РЕ»? Не успели еще люди разобраться в сегодняшних платежках за  электричество, газ, вдруг появляется еще одна большая «портянка» вновь созданной организации. Как мы понимаем, она взяла на себя только функции заказчика по капитальному ремонту жилья?

Создатели этой организации, ссылаясь  на  жилищный кодекс РФ, мотивируют это  тем, что жители г. Уфы с 2006 г. через платежки ОАО УЖХ вносили деньги в городской единый фонд капремонта домов. Но, якобы, такой подход по расчетам на оправдал себя. Выборочный ремонт произведен только в 2,5 тыс. домах вместо 3,8 тыс.

Но оправдает ли  себя «Региональный оператор РБ», который с ходу разослал договоры (точнее обязаловки), затем платежки, в них почти в два раза увеличен тариф, а за несвоевременную оплату - начисление пени, судебное разбирательство? Мы, например, не верим, что все будет нормально. Думаем, что  деньги  прежде всего  на строительство огромного служебного здания со множеством кабинетов, гаражей для иномарок (подобно зданию пенсионного фонда на ул. Фрунзе). Скомплектуют большой коллектив с хорошей зарплатой и многое другое. И не окажемся ли мы, плательщики, в положении обманутых вкладчиков в финансовых пирамидах, обманутых дольщиков в строительстве жилья?

  Кто может объяснить, какую часть денег из этого фонда, поступивших от

потребителей  КУ и  из бюджета, они будут «съедать» на свое содержание, какая  доля останется   на капремонт домов и останется ли вообще?

Нельзя ли было функции заказчика капремонта передать все-таки районным управляющим организациям ОАО ЖКХ? Ведь  в основном  в них годами сложились производственные базы для мелких неотложных работ, так

называемые офисы, скомплектованы  кадры, которые вместе с администрацией района решали бы вопросы ремонта, содержания жилья и др.

Да и вообще, как можно капремонт такой, как они определили в шести пунктах своей программы, отделить от содержания жилья? Где между ними на практике окажутся границы? И еще, куда жителям идти, если у них на доме, даже после капремонта ветром снесло половину крыши? К кому обращаться, если в квартире зимой лопнула батарея отопления, что не исключено и после ремонта?

Конечно, люди пойдут в ЖЭУ, администрацию района. А ведь новоиспеченная организация далека от плательщиков, да и не каждый к ним попадет: у дверей будет охрана, а на телефонный звонок ответит автомат «позвоните позже» и т.п. Но мы ведь говорим, чтобы людям было удобно, доступно...

Считаем, что одной из важных составляющих причин высоких тарифов на ЖКУ и их постоянного повышения является увеличение расходов на содержание и обслуживание самих компаний (их офисы, дорогая меблировка, дорогостоящие иномарки и др.). Это и постоянный рост зарплаты руководителей служб ЖКХ, поставщиков коммунальных услуг. К сожалению, об этом никто и нигде не говорит, нигде не пишется. Все под большим секретом. Хотя они назначены  и не относятся к частным предпринимателям, коммерсантам, доходы которых нигде не разглашаются. Люди говорят, что даже у начальника ЖЭУ зарплата составляет не одну сотню тысяч рублей в месяц. А какова же она у вышестоящих?

Общаясь со знакомыми жителями района, города и пользуясь информацией

СМИ, мы знаем, что тысячи и тысячи возмущаются, негодуют по поводу  беспорядков  в оплате за коммунальные услуги. Как было отмечено в печати, за девять месяцев 2014 года только в один комитет по жилнадзору РБ поступило более 7,8 тыс. обращений, из которых 3 тысячи - по оплате за эти услуги, а из них 64 процента - от жильцов города. Бывший мэр г. Уфы, ныне депутат Госдумы РФ П.Р. Качкаев, сложившиеся недостатки отчасти объясняет низкой квалификацией работающих в  этой отрасли. И это правильно. Прежде всего, видимо, там нет опытных руководителей, хороших

организаторов, потому и дело дошло до такого тревожного состояния.

К тому же, как мы понимаем, поставщики этих услуг, у которых неудержимая тенденция к  повышению  цен, не несут ответственности за морально-политическое состояние населения. Это, прежде всего, прерогатива властей города, республики. Они и должны вместе с минжилхозом тщательно разобраться по каждому ЖЭУ и по каждому поставщику. Надо добиваться, чтобы поставщики были заинтересованы в снижении расходов на услуги, за что  получали  бы  вознаграждение, а  потребители платили бы без особых сложностей, без принуждения, а с пониманием и  доверием, что их никто, никогда и ни в чем не обманет.

Считаем необходимым, чтобы  хотя бы один раз в квартал или полугодие поставщики услуг  в той же платежке давали краткую информацию,  из чего складывается себестоимость, цена того или иного киловатт/часа, кубометра холодной, горячей воды, газа, отопления, а также о расходовании  собранных средств.

И еще. Недавно люди получали платежный документ по всем видам услуг и оплачивали в один приход. Переход на прямые расчеты привел к тому, что платежки приходят в разные дни, в них также указаны крайние сроки оплаты по усмотрению поставщика (за содержание жилья, электричество, газ и капремонт -10-е число месяца, кабельную антенну - 15, телефон - 23). Люди вынуждены ходить в пункты оплаты 2-3 раза в месяц, за просрочку - пени, отключение телефона, домофона. А нельзя ли для всех определить крайнюю дату, допустим, до 25 числа следующего месяца, пока   в квартиры не поступят все платежки, а потом принимать какие-то меры к нарушителям? Поставщики услуг от этого ничего не теряют, а плательщики сэкономят уйму времени.

 

 

Карпочев Н.В ,Вахитов Р.Х. ,Ширяев В.И.,  жители  Демского района г.Уфы