Последние новости

Вход для пользователей

Башенные краны часто ломались, но проблему удалось решить

В начале 30-х годов прошлого столетия, когда в нашей стране началась индустриализация, в Уфе на базе треста № 146 - так назывался в те годы трест № 3 - создано управление, задачей которого ставился ремонт дорожно-строительной техники. Оно получило название “Девятая контора”. Это было в 1932 году. Предприятие работало и в тяжелые военные годы. Для сформированной Башкирской кавалерийской дивизии под командованием генерала Шаймуратова изготавливали пулеметные тачанки.

В 1947 году, уже в составе третьего треста, контора переименована в МПБ (машинно-прокатную базу). В ее задачи входило в качестве подрядчика обслуживать работающие в городе строительные тресты, в том числе Башнефтезаводстрой и № 21.
Заметный рост возведения жилья в Уфе начался в середине 60-х годов, особенно после принятой программы сноса бараков третьего и пятого лагерей. В 1966 году возникла необходимость создания новой строительной организации. Она получила название “Трест крупнопанельного домостроения”. Управляющим назначили Лео Шарыгина, очень грамотного специалиста, досконально знающего свое дело, опытного руководителя с большим стажем. А в 1967 году для ритмичной и бесперебойной работы механизмов и их ремонта в строительном комплексе республики создан трест “Строймеханизация № 2” со специализированными управлениями и ремонтными базами. 
Машинно-прокатная база в составе треста стала называться управлением механизации работ № 3. На его баланс передали более 150 башенных кранов и других строительных механизмов, автотранспорт. Все организационные вопросы пришлось решать первому управляющему Гильману Асадуллину. Затем ему доверили управлять трестом БНЗС, а новым управляющим утвержден Виктор Звягинцев. 
Первым начальником УМР-3, когда оно еще называлось девятой конторой, стал эвакуированный в 1942 году из Запорожья Лазарь Иоселевич. После переименования в 1947 году начальником назначен Александр Николаев. Впоследствии подразделением руководили Владислав Харкевич и Евгений Еремеев. Все они потом с почетом ушли на заслуженный отдых.
Затем в начальники перевели главного инженера Льва Анкудинова, его место занял Геннадий Андрианов, а главным механиком назначили Сергея Кирьянова. Так сформировался квалифицированный управленческий аппарат, а затем и рабочий коллектив из настоящих профессионалов.
На ремонтно-механическом участке выделялись своим мастерством кузнец Александр Месюля, расточник Владимир Котляр, токарь Иван Тимохин и сварщик Александр Выдрин. Они не раз признавались лучшими по профессии в тресте “Строймеханизация-2” и по всему объединению “Главбашстрой”. 
Говоря о замечательных тружениках, никак не могу не назвать такого прекрасного человека как Иван Пстыга. Много лет он был водителем на автомашине ГАЗА - легендарной фронтовой “полуторке”. Впоследствии ее установили на постамент возле Уфимского автодорожного техникума как памятник одному из первенцев отечественного автомобилестроения. А Ивана Яковлевича вместе с машиной весь коллектив провожал на заслуженный отдых, когда ему было уже под восемьдесят.
Я устроился в УМР-3 в качестве электрика и был принят на участок, который непосредственно занимался аварийным ремонтом башенных кранов прямо на строительных объектах. Начальником работал очень грамотный и отзывчивый человек Виктор Тишкин. Для бесперебойной работы башенных кранов непосредственно на объектах в жилых микрорайонах Сипайлово и Зеленая роща организовали дежурные службы из слесарей и электриков. Благодаря четкой и организованной работе всего треста КПД и его подрядных организаций, в том числе и нашего УМР-3, в микрорайонах начали быстро расти крупнопанельные дома, что позволило получить квартиры семьям, которые попали под снос ветхого жилья.
Основная специальность в крановом хозяйстве - это машинист башенного крана. Их было большинство среди работников нашего подразделения. Хочется отметить таких мастеров своего дела, как Владимир Самосюк, Ханиф Гилязов, Касым и Ахат Мавлютовы, Зульфия Гумерова, Валентина Лобода, Тамара Макрушина. Сорок лет проработал в этой системе Петр Шаркаев. Нельзя забыть и о бригадире монтажников Сергее Артемове. За многие десятилетия управление оставило ощутимый след в строительстве жилых домов и зданий промышленных предприятий.
Вторая основная задача УМР-3 - капитальный ремонт кранов. В то время по всему Уральскому региону такой ремонт был налажен только у нас. В конце 1980-х годов это учли в отраслевом министерстве, и было принято решение на нашей ремонтной базе создать Уфимский филиал производственного объединения “Строймаш”. Мне предложили возглавить филиал. 
Вместе с начальником управления Львом Анкудиновым мы проанализировали характер поломок, из-за которых краны чаще и больше всего простаивали. Оказалось, что большинство простоев были вызваны поломкой редуктора поворота. Причина всегда одна и та же - обрыв ушек, которыми он крепится в поворотном круге. Происходило это тогда, когда крановщик не останавливал кран до конца, а делал резкий поворот в обратную сторону. Приварить их было невозможно, так как корпус делали из чугуна. Из-за частых поломок эти узлы на заводах-изготовителях просто не успевали произвести в достаточном количестве. 
Тогда мы с начальником управления решили съездить на близлежащий Благовещенский арматурный завод, старинное предприятие, основанное еще задолго до революции. Нас внимательно выслушали, поняли всю важность дела и обещали попробовать. А вскоре пригласили на завод посмотреть опытный образец корпуса редуктора, отлитого уже из стали подходящей марки. Потом приезжали немало представителей объединения “Строймаш”. Они удивлялись, что такую застарелую проблему удалось решить на небольшом периферийном заводе. 
Но возникла другая проблема - механическая обработка корпуса. Решили обратиться в Уфимское моторостроительное производственное объединение. Нас поддержали первый секретарь Калининского райкома КПСС Олег Каменев и председатель райисполкома Лев Бакусов. Вопрос не остался без внимания и у первого секретаря обкома партии Мидхата Шакирова. Он был тоже заинтересован в том, что такая важная в масштабах страны производственная проблема будет решаться на территории республики. Не без трудностей наш заказ на обработку корпусов УМПО открыло.
Потом наступили известные события, названные перестройкой. Началась неразбериха и кризис в базовых отраслях. Многие вещи перестали производить, в том числе и нашу деталь. Да и сами краны практически прекратили выпускать, а приобретали их теперь за границей. Но все-таки наше изобретение в свое время принесло немало пользы.

Владимир ПЕРВУШИН,
ветеран труда.
 
Источник:http://vechufa.ru/