Последние новости

Вход для пользователей

Экономика России в первом квартале 2020 года

Экономика России в первом квартале 2020 года

Промышленное производство в марте 2020 г. выросло на 0,3% (после 3,3% в феврале).

Локомотивом роста остаются обрабатывающие отрасли (+2,6% в марте после 5% в феврале). В марте сохранялись высокие темпы роста в химической отрасли (+9,1%) – за счёт увеличения выпуска фармацевтической продукции. Кроме того, положительный вклад в темпы роста обрабатывающих отраслей вносила пищевая промышленность и нефтепереработка. Машиностроение впервые с июня 2019 г. показывает снижение, в том числе из-за ухудшения ситуации в автомобилестроении, завязанном на импортных комплектующих[2].

В целом, по первому кварталу промышленное производство дало 1,5% прироста. За три месяца добыча полезных ископаемых вообще не выросла в процентном отношении (0%). Больше всего упала добыча угля (-7,5%) в связи с пониженным спросом со стороны Китая. В первом квартале машиностроение упало на 0,5%. Грузооборот рухнул на 4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения -0,2%.

За март-апрель 2020 г. индекс промышленного производства упал на 6,9%[4]). ВВП этих странах мало зависит от падения мировых цен на углеводороды, а в европейских странах удешевление углеводородов наоборот уменьшает уровень падения ВВП.

При падении ВВП на 21%, доходы всего населения страны, в среднем, должны снизиться на 12%, или 13 трлн. руб.

Относительно 2013 г. общие доходы населения в 2020 г. будут ниже на 18%.

Высока вероятность, что падение ВВП будет еще большим, несмотря на то, что Правительство приняло решение на компенсацию потерь из-за пяти нерабочих недель, рассмотренных в п. 2. Но эта компенсация пока составляет только около 1,2% ВВП. Но, во-первых, воздействие пандемии на экономику не ограничится пятью неделями. Во-вторых, среднегодовая цена нефти в 2020 г. может быть существенно меньше $35 за баррель, что дополнительно снизит валютные поступления до 18% ВВП. Эти два фактора приведут к тому, что снижение ВВП без существенного изменения подхода Президента и Правительства РФ к компенсации потерь превысит 20%.

Представленные оценки свидетельствуют о тяжелом положении российской экономики из-за удара пандемии, усиленного мировым экономическим кризисом. При этом потери мирового ВВП составят 3 – 5%, хотя во многих странах (США, Италия, Великобритания, Франция и др.) пандемия проходит гораздо тяжелее, чем у нас, наши социально-экономические потери будут многократно большими. При этом наши социально-экономические потери в 2020 г. будут почти в три раза большими, чем наши же потери в кризисе 2009 г.

Потери государственного бюджета России из-за падения ВВП в 2020 г по маловероятному оптимистическому сценарию составят 3,7% или 4 трлн. руб.

Но, по базовому сценарию, потери консолидированного бюджета в 2020 г. будут гораздо большими и равными 7,1% или 7,8 трлн. руб. По другим сценариям – эти потери будут еще больше!

Отсюда следует, что в России в 2020 году только для сохранения запланированных расходов консолидированного бюджета, необходима компенсация его потерь из фонда национального благосостояния (ФНБ) от 4 до 7,8 трлн. руб.

Президент РФ, Председатель Правительства и мэр Москвы объявили меры поддержки, к которым установили такие критерии получения, что получат их очень немногие. А это обеспечивает глубокий кризис экономике. Судя по высказываниям министров, в ближайшие недели будет выделено до 2 трлн. руб. или до 2% ВВП. Но этого явно недостаточно!

Бизнес должен будет оплатить аренду, услуги ЖКХ и заплатить налоги, хотя и после отсрочки. При такой объявленной поддержке сохранение оплаты труда и рабочих мест на этих предприятиях невозможно. Тем более, что восстановление экономической активности в стране и мире будет происходить долго (минимум, один год) из-за резкого снижения доходов населения. В мае многие из этих предприятий уже не смогут приступить к работе из-за отсутствия оборотных средств, а это чревато массовыми увольнениями.

Объявлены дополнительные льготы, но правительство разрабатывает такие критерии их получения, чтобы получили эти льготы как можно меньше предприятий.

Во всех индустриальных странах государства выделяют 10% ВВП и более для преодоления пандемии и спасения производительных сил.

Государственный бюджет РФ должен компенсировать потери производства и услуг для покрытия убытков населения и обеспечения уже утвержденных расходов консолидированного бюджета от 7,4 (по маловероятному оптимистическому сценарию) и до 12 трлн. руб. (по базовому сценарию). В случае такого финансирования, падение ВВП может снизиться до 4%.

Необходимо отметить, что Германия (83 млн. чел.), Великобритания (67 млн. чел.), Франция (67 млн. чел.) выделяют от 500 до 1000 млрд. долларов, а США (331 млн чел) выделят 2000 млрд долларов.

В условиях роста заболеваемости, падения реальных доходов, роста безработицы решающим для сохранения социально-политической устойчивости страны станет доверие народа к власти, способность к сплочению вокруг своего государства и его руководителей. Президент и премьер-министр обращаются к народу с призывами мобилизоваться, сохранять дисциплину, перетерпеть лишения. Но они же должны потребовать от богатейших собственников России взять на себя часть государственных расходов для преодоления кризиса и помощи тем, кому особенно тяжело. Было бы справедливо в случае отказа установить прогрессивный подоходный налог в размере около 40% доходов. Благодаря этим взносам ФНБ мог бы получить около 3 трлн рублей только в этом году.

Итак, Россию ожидают вот такие параметры:

   Инфляция составит – 5,5%

   Падение ВВП по базовому сценарию – 21% или 22,8 трлн. руб.

   Доход населения снизятся на 12% или на 13 трлн. руб.

   Потери государственного бюджета составят по оптимистичному     сценарию – 4 трлн. руб., по базовому сценарию – 7,8 трлн. руб.

   Требуется помощь государства в размере 12 триллионов рублей.

Вместо очередного, провозглашенного национальными программами, улучшения благосостояния народа, надвигается угроза безработицы и продолжение падения уровня жизни. Это падение смерти подобно, и его нужно остановить, используя не менее 12 трлн. руб.

То, что наши социально-экономические потери будут многократно большими, чем в Европе и Северной Америке и почти в три раза большими, чем наши же потери в кризисе 2009 г., свидетельствует о крахе до сих пор проводившейся социально-экономической стратегии. После преодоления пандемии необходимо начать проводить новую социально-экономическую политику для перехода к росту экономики и социальной сферы, переработав провозглашенные Президентом РФ национальные программы и произведя смену кадров в финансово-экономическом блоке Правительства и госкорпораций. Нам нужна более независимая от мировых кризисов отечественная экономика с развитыми производительными силами.

Однако неутолимая жадность на деньги действующего режима вряд ли позволит поднять экономику России. Сейчас нужно спасать экономику с наименьшими потерями. Но правительство выдумывает схемы, позволяющие так давать деньги, чтобы никто не получил ничего! Денег не дают ни врачам, ни народу, ни предприятиям. Если не хотят платить 12 триллионов рублей, заплатят 30 трлн. руб. и больше.

Получится как с Белоруссией. Вымогали Белоруссию платить за нефть по мировым ценам, хотя платить за чужой транзит нефти Белоруссия не обязана. Белоруссия не соглашалась! Белоруссия и Россия находятся в одном таможенном союзе и таможенные пошлины за поставку нефти платить не должна, но ее начали склонять платить незаконную премию российским нефтяным компаниям вместо пошлин. А. Лукашенко отказался. Тогда Россия сократила поставки нефти в Белоруссию на 77% по сравнению с прошлым годом. Белоруссия нашла поставки нефти в других странах. Цена на нефть упала, а в результате Белоруссия покупает нефть в 2 раза дешевле, чем в России. Белорусский бензин в 2 раза дешевле, чем российский и Россия в первом квартале текущего года закупила 200 тыс. тонн бензина в Белоруссии, что равно закупкам в объемах прошлого года. Таким образом, все по поговорке: «Жадность фраера сгубила»! Белоруссия не только сократила закупки нефти в России и лишила ее доходов, но и в 10 раз увеличила поставки бензина в Россию, увеличив свои доходы!

Секретарь ЦК КПРФ

Н.В. Арефьев

 


[2] По материалам ЦБ РФ

[3] По данным Института проблем естественных монополий.