Последние новости

Вход для пользователей

ПАМЯТИ НАСТОЯЩЕГО КОММУНИСТА

ПАМЯТИ НАСТОЯЩЕГО КОММУНИСТА

   Горькая весть пришла из Миякинского района: вчера (28 июня) после продолжительной болезни в возрасте 79 лет ушел из жизни мой большой друг, бывший военный летчик- испытатель и Первый секретарь Миякинской районной организации КПРФ полковник запаса Зуфар Фазулович Габдуллин.зуфарисп

   В последние годы он жил в родной деревне Менеузтамак и наряду с активной общественной деятельностью, с любовью занимался пчеловодством. Я не раз бывал у него в гостях и на его пасеке, расположенной в прекрасной лесной опушке, слушал его воспоминания у вечернего костра...

   Зуфар Фазулович был очень порядочным и радушным человеком, пользовался среди земляков и коммунистов Башкирского рескома КПРФ, в состав которого неоднократно избирался, большим авторитетом, не только как честный и бескомпромиссный коммунист, но и как участник освоения Космоса.

     До выхода в отставку, перестав испытательные полеты по состоянию здоровья, полковник З.Ф.Габдуллин руководил на Байконуре космической поисковой командой...

                               МЫ ТОЖЕ БЫЛИ "ПИОНЕРАМИ"...

         (Из записок офицера космической поисковой службы)

   "С первым запуском искуственного спутника Земли и подготовкой к пускам пилотируемых космических аппаратов возникла необходимость создания службы, которая занималась бы эвакуацией и обеспечением безопасности космонавтов, подопытных животных, материалов исследования и результатов космической разведки.

   Я начал службу в этой системе после получения ограничения к испытательным полетам. Это служба была неизвестная и почти новая по своей сути.

   За пять лет работы в должности ПСК (поисково - спасательный комплекс) ни срывов, ни ЧП не было - выработались интуиция, предвидение, умение сделать правильный прогноз предстоящей работы. Но были случаи, граничащие с большими неприятностями...

   ...27 октября 1982 года. Заканчивается испытание новой космической аппаратуры, обширного, многофункционального назначения, конструкции Дмитрия Ильича Козлова. Первый этап испытания прошел успешно. На предпоследнем этапе, в день отстрела последей капсулы, произошел сбой системы и капсула не отделилась от аппарата. Все силы, средства были сосредоточены в расчетном районе приземления капсулы, около города Каражал Джезказганской области. Возникла задача со многими неизвестными. Возвратить все экипажи вертолетов из-за погодных условий невозможно - обширный радиоционный туман на всей территории, новая расчетная точка посадки неизвестна. Мы знали, что от результата нашей работы зависит судьба аппарата, труд многотысячнего коллектива научных и производственных работников. Дальнейший полет аппарата был сопряжен с потерей управляемости и возможной потерей самого аппарата. Подготовили решение на поиск по трем виткам, однако в случае возникновения непредвиденной ситуации оставили резерв ближе к третьему витку. Погода архисложная, туман при видимости менее 50 метров по всем виткам. Вся надежда на наземные поисково - эвакуационные машины. Из ЦКБ позвонили: посадка вероятнее всего с третьего витка и просили обеспечить третий виток.

   Все взвесив, решили перебазировать три Ми-8 и два экипажа эвакуационных машин на аэродром города Экибастуз. Других более хорошо оборудованных аэродромов поблизости нет. Аэродром представлял собой ровное поле, на котором производили посадку лишь самолеты местной линии Ан-2". Аэродром, кроме одной подстанции и дежурного по приему и выпуску, другого оборудования не имел. До темноты два часа 30 минут, до расчетного времени входа аппарата в плотные слои атмосферы - 5 часов 40 минут. Из Караганды до Экибастуза расстояние около 600 км. Полетное время два часа 18 минут. Полет проходит "в молоке", летим на высоте 600 метров, земля не просматривается, поисковые машины из Караганды к третьему витку в Экибастуз не успевают. Экипажи поисково - эвакуационных машин из четвертого витка вывожу на равноудаленную точку. Прибыли на аэродром Экибастуз. Туман, видимость 25-30 метров. Дежурный по приему самолетов передает: "Вас слышу, включаю поисковую фару машины, высотных препятствий выше 25 метров нет, разрешаю снижение до 50 метров, штиль. Решение на посадку принимайте сами".

   Посадку провели благополучно. Поисковые машины двинулись на расчетную точку. Самолет Ан-12, прибывший из Кустаная, координирует движение поисковых машин. Они на удалении 60 км от расчетной точки. До раскрытия парашютных систем еще 53 минуты. Поднять вертолеты при такой погоде и отсутствии запасных аэродромов равносильно самоубийству, хотя экипажи просились в полет. Экипажам вертолетов объяснил задачу и расставил их на аэродроме на расстоянии 1,5 км друг от друга, чтобы они определили азимут спускаемых аппаратов.

   Вот поисковые машины приближаются к расчетной точке. По телефону доложили обстановку. Наступает время "Ч". Самолет засек световой маяк спускаемого аппарата, доложил о наличии сигнала в двух направлениях. Через минуту поисковые машины тоже доложили об этом, просили выход на маяк и двинулись в направлении к спускаемому аппарату. Определил место нахождения маяка и ... я чуть не потерял дар речи. Срочно дал команду всем немедленно остановиться. Машины были в пяти км друг от друга. Одна из них находилась в двух метрах от карьера, глубина которого 200 метров и радиус около 4 км. Поисковая машина с экипажем из 3-х человек и трех спасателей стояла на краю пропасти. Мы определили точное место нахождения одной из аппаратур и направили поисковую машину под контролем самолета Ан-2. Через 12 минут местонахождение основного аппарата было определено, отключен маяк аппарата и объект взят под охрану. Пожара и видимой деформации спускаемого аппарата не было.         Тем временем по колебаниям сигналов на приемнике УКМ -5, по даным трех экипажей определили место нахождения второго объекта. Самолет, снизившись до 3000 метров, подтвердил точное местонахождение. Через 25 минут после посадки второй обект, который приземлился у карьера, был взят под охрану.

   На следующий день выполнили все необходимые технические процедуры и аппараты доставили в Самару. Именно тогда руководство сказало. что я поисковик от бога. Наши усилия, опраданный риск были не напрасны - на этом аппарате впервые испытали цифровую аппаратуру современного ГЛОНАССа, о чем стыдливо молчит современная российская пропаганда.

   Это апаратура и сегодня продолжает верно служить отечеству. Его конструктор, верный друг С.П.Королева, дважды Герой Социалистического труда, коммунист до последнего дыхания, творец разведовательной космической техники Дмитрий Ильич Козлов известен не многим, хотя заслуживает он многого

   Подобных случаев, когда приходилось принимать срочное, порой граничащее с риском для жизни, решение, были еще десятки...

                                         (Полный текст воспоминаний З.Ф. Габдуллина

                                        был опубликован на сайте БРО КПРФ в апреле          

                                         2015 года).

   P.S. Предположительно прощание с Зуфаром Фазыловичем Габдулинным и похороны его состоятся 30 июня его в родной деревне Менеузтамак Миякинского района Республики Башкортостан.

  М.А.Гафуров,  член Союза Советских офицеров,

  капитан 2-го ранга,  член Башрескома КПРФ.