Новости
ГОЛОС РОДИНЫ!
- Подробности
- Категория: Навстречу 70-летию Великой Победы
- Опубликовано: 10.03.2015 16:01
- Автор: Admin2
- Просмотров: 3782
Из личного архива
ГОЛОС РОДИНЫ!
Судьба даровала мне замечательную возможность видеть и разговаривать, будучи собкором Гостелерадио СССР, с легендарным человеком - диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном. Почти полвека Юрий Борисович читал важнейшие политические документы, правительственные заявления, вел праздничные репортажи из Кремлевского Дворцов съездов, с Красной площади. В ночь на 9 мая 1945 года он возвестил о полной капитуляции фашистской Германии...
Мне повезло общаться с человеком, чей неповторимый голос в грозные годы Великой Отечественной войны вселял в сердца миллионов советских людей мужество и веру в Победу над врагом. Гитлер объявил его своим личным врагом и обещал за его за голову 200 тысяч марок. А я посвятил ему свое стихотворение «Голос Родины»:
В смертельный бой отцов и сыновей
суровый вождь взывал на поле брани,
и матери, сдержав в груди рыданья,
поклоны клали Родине моей.
Шептали заповедные слова,
и вслед бежали долго за вагонами..
А радио:
«В опасности Москва!
Вставай, страна огромная!".
Был враг коварен, грозен -
по утрам
мы ждали с нетерпеньем Левитана,
и, не сживаясь с горечью утрат,
мы верили в Победу неустанно.
Мы приближали этот день в труде,
когда, услышав звонкое «Победа!»
и, позабыв про слезы и про беды,
воскликнем дружно:
«Здравствуй, мирный день!».
Мы ждали,
потому что без обмана,
и в дни побед,
и в самый горький час,
через года и сквозь меридианы
доходит голос Родины до нас.
А впервые увидел я Левитана еще в пору моей романтичной комсомольской юности. Как - то, оказавшись в Москве по командировке редакции республиканской молодежной газеты «Ленинец», где тогда работал, зашел я в одну из студий Всесоюзного радио — узнать о судьбе своего материала, кажется, о студенческих строительных отрядах Башкирии. И неожиданно услышал за спиной знакомый голос - это был Левитан, который о чем - то спросил у моего собеседника. Оторопев, я прижался к стене, и словно во сне услышал: «Юрий Борисович, это наш гость — журналист из Башкирии ...».
Можете ухмыльнуться, а я, честное слово, едва сдержался, чтобы руками не потрогать его: «Вот он, чей голос я услышал впервые вечером 8 мая 1945 года, что война, отнявшая у меня отца, кончилась, что пришла Победа!
Вот он, чей голос, вырывая из груди миллионов землян восторг, извещал о первом полете в космос Юрия Гагарина.. Помните:
« Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Сегодня на орбиту Земли выведен космический корабль "Восток -1 », пилотируемый гражданином Советского Союза майором Гагариным Юрием Алексеевичем".
А я, оказавшись в тот апрельский день в лесу за городом, вернее, за бывшим аэропортом, где теперь пролегает уфимская улица имени Рихарда Зорге, и услышав сообщение Левитана по транзистору, бежал через буреломы, лужи, овраги в город, в редакцию "Ленинца". Казалось, сердце вот- вот взорвет грудь... А в голове стучали строки стихотворения, которое пошло в номер газеты:
Говорит Москва!
Говорит Москва! -
голос Левитана - как колокол!
Словно ста тысяч орудий раскат
грохочет сквозь Космос расколотый!
Говорит Москва!
Говорит Москва! -
мысли смешались, воедино не вяжутся,
будто сам спутник,
после броска,
давит с космической тяжестью.
Говорит Москва!
Говорит Москва! -
слова вдохновенны и вески...
Как жаль, что не я - космонавт,
но ведь Гагарин - наш,
Советский.
Конечно, эти строки далеки от поэзии. Но в них были чувства, охватившие меня, как и весь советский народ, да и всех землян!
Очарование Левитаном, наверное, отразилось и на нашей встрече с диктором ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза) Татьяной Куприяновной Федоренко. Есть в их судьбах общее, что для меня было неожиданным и приятным открытием:
Вас услышать мне хочется снова
с передачей Москвы из Уфы:
вашей дикцией русское слово, -
как монету чеканите вы.
Собиралась народом веками
русских слов золотая казна,
и теперь она вся перед нами,
на хранение вам отдана...
Это строки из стихотворения участника Великой Отечественной войны, офицера Юрия Дубасова. Датировано оно 10.Х. 1942 года и отправлено из действующей армии в Уфу. Вместе с другими стихотворениями, посвященными Т.К. Федоренко, оно включено в поэтический сборник, изданный в городе Вильнюсе под редакцией лауреата Ленинской премии поэта Александра Прокофьева.
Но причем здесь Уфа?
В годы Великой Отечественной войны Татьяна Федоренко работала диктором последних известий ТАСС, которое было эвакуировано в наш город. Ей посчастливилось, в частности, передавать на всю страну, нет - на весь мир, сообщения Сов информбюро о разгроме немецко — фашистских полчищ под Москвой и Сталинградом...
Ретрансляционные мачты, ныне снесенные, находились в районе нынешнего ипподрома "Акбузат". Уфимцы называли их в обиходе "Коминтерновским", видимо, исходя из того, что в октябре 1941 года Президиум Исполнительного комитета Международного Коммунистического интернационала (Коминтерна) и его учреждения были эвакуированы в Башкирию. В Уфе и некоторых сельских районах, в частности, в Кушнаренковском, где работала школа Коминтерна, жили и работали до мая 1943 года широко известные во всем мире руководители своих компартий - К.Готвальд, Г.Димитров, Д.Ибаррури, В.Коларов, И.Копленинг, О.Куусинен, Д.Мануильский, А.Марти, В.Пик, М.Торез, П.Тольбятти, В.Флорин и др. Из Уфы они вели радиопередачи на государства фашистского блока и оккупированные страны на 18 языках, вели политическую работу среди военнопленных ...
В то время Татьяна Куприяновна была еще совсем девчонкой: маленькая, хрупкая — откуда только голос брался! Вот как вспоминала она о своей удивительной работе:
- Иногда чашку болтушки выпьешь и идешь в студию...
( А находилась студия в маленькой комнатушке на верхнем этаже «высотки» на перекрёстке тогда улиц Ленина и Сталина, где после войны располагался ресторан «Уфа». Именно о нем бытовала частушка: «Деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим!».- то есть, исходя из наличия средств, на разных этажах).
- А в студии как в морозной яме — ноль градусов. Сидишь на корточки...И днем, и ночью … Раз в неделю только - в воскресенье и высыпалась...
...Передачи были качественные: ее голос вливал в сердца бойцов бодрость и уверенность. Со всех фронтов приходили теплые, полные благодарности письма. Вот некоторые строки из них: «Новый наш диктор работает с полным сознанием ответственности перед своей «клиентурой». Чистый, четкий голос, точность передачи, нужное в трудных местах повторение — все это доказательство сказанного выше...». Редактор газеты «Победа за нами» гв. майор В. Воскресенский. Секретарь редакции гв. стар. лейтенант Н.Погодин».
Редактор другой фронтовой газеты батальонный комиссар А.Герасимов написал: « От имени коллектива нашей редакции передаю большую благодарность за четкую и ясную диктовку информаций ...».
Еще одно письмо: «Москва. ТАСС, редакции последних известий. Передача материалов в исполнении диктора Федоренко — прекрасная: четкая, чеканная, звучная и приятная речь, окрашенная лирическим голосом … С упоением слушаем звуки русского языка в произношении тов. Федоренко ...».
А ведь было и такое:
- Первая передача … Минут пять сидела, не могла начать , - вспоминала Татьяна Куприяновна, - слезы … Потом немного успокоилась, начала говорить.. После передачи опять слезы - думаю, осрамилась… Но стали приходить добрые письма, хорошие отклики ...
Передавала однажды очень важные документы, день и ночь … Принесли ужин … Перекусила и стала дальше диктовать, да как палец был на строке, так и застыл - заснула …
Далекие годы... Но в письмах и фотографиях вновь они оживают в памяти. Однажды Юрий Дубасов прислал ей еще один свой поэтический сборник «От Волги до Эльбы» с таким автографом: «Незабвенной героине моих стихов мой новогодний подарок».
Кончилась война. Татьяна Куприяновна перешла на работу в Уфимский почтамт. Когда мы встретились, была она начальником смены, которая соревновалась с московскими телеграфистами. В тот год их смена трижды завоевала переходящее Красное знамя за квартальные успехи.
- Но мы гордимся и тем, - говорила Татьяна Куприяновна, - что Башкирское управление связи получило переходящее Красное знамя ЦК профсоюзов.
Да, гордость вполне обоснованная, ибо это оценка и ее труда, наряду с медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», орденом «Знак почета», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР.
А закончить этот рассказ о замечательной нашей землячке я хочу словами из телеграммы сотрудников почтамта в день ее 50 — летия: «Вас полюбил народ за то, что вы пряма, строга, но справедлива!»
Когда я уже стал прощаться, Татьяна Куприяновна показала мне фотографию, на которой запечатлены делегаты Всесоюзного съезда работниц и крестьянок — членов сельских и городских Советов и волостных (районных) исполнительных комитетов Башкирии. Среди них — Н.К. Крупская, первый нарком просвещения А.В. Луначарский и мать Т.К.Федоренко — активный организатор первых колхозов в Башкирии.
Мадриль Гафуров,
четверть века проработавший собкором
Гостелерадио СССР (программа "Время"),
радиостанции "Маяк" и Международной
радиоскомпании "Голос России".
P.S. К сожалению, опубликовать тот снимок невозможно - время не пощадило его качество. Зато вот уникальная фотография Юрия Левитана, опубликованная в газете Правда" 12 апреля 1961 года, когда он передавал на весь мир сообщение о первом в истории полете человека - гражданина СССР, майора Юрия Алексеевича Гагарина.
А на другом снимке - здание бывшего ресторана "Уфа" и Башпотребсоюза на перекрестке улиц Ленина и Коммунистическая, на верхнем этаже которого располагалась студия Сов информбюро.
После выхода Татьяны Куприяновны на пенсию, мне не приходилось с ней общаться. Поэтому прошу ее принять эти воспоминания в качестве поздравления с предстоящим 70 — летием великой победы Советского народа над фашистской Германией, в которую она внесла свой весомый вклад.
Фото ТАСС и автора статьи.