«О бездействии властей в сфере снижения тарифов за услуги ЖКХ» Заявление фракции КПРФ в Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан

По данным Росстата, рост коммунальных платежей в Башкирии в 2021 году составил свыше 9%. Главные причины – монополизм и отсутствие должного контроля со стороны государства.

Межфракционная депутатская группа ГС-К РБ по расследованию роста тарифов за отопление в середине 2021 года направила предложения по улучшению ситуации Главе республики, Госсобранию – Курултаю РБ, Правительству РБ. К сожалению, предложенные меры не стали даже предметом обсуждения.

Одним из предложений было внесение изменений в статьи 156, 157 Жилищного кодекса России, внесение дополнений в КоАП РФ, вводящих санкции для поставщиков услуг за нарушение статей 156, 157 ЖК РФ. Фракция КПРФ подготовила проекты постановлений Госсобрания с указанными законодательными инициативами. Президиум Госсобрания принял решение о доработке проектов и созданию для этого рабочей группы. Наша фракция дала предложения по составу рабочей группы и высказала готовность провести работу по улучшению проектов постановлений. Это был разумный компромисс.

Однако никаких действий по выполнению решения Президиума Госсобрания до настоящего времени не осуществлялось. В связи с этим, если наши предложения практически отвергаются руководством Госсобрания, фракция КПРФ требует, чтобы проекты указанных выше постановлений рассматривались в первоначальном варианте.

Руководитель республиканского парламента публично в июне прошлого года обещал провести в сентябре 2021 года «правительственный час», посвященный росту стоимости коммунальных услуг. Сейчас уже январь 2022 года, а решения о его проведении нет. Фракция КПРФ сожалеет о столь безответственном бездействии руководства парламента и настаивает  на проведении «правительственного часа» на эту тему на заседании Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан в январе этого года.

Рост опережающими темпами стоимости жилищно-коммунальных платежей является одним из главных раздражающих общество факторов, провоцирующих население к массовым протестным акциям. Этому способствуют циничные заявления представителей БашРТС о том, что пенсионерам пора менять свои квартиры на более маленькие. Заявление министра ЖКХ РБ о том, что он не видит механизмов снижения тарифов, что это, якобы, контрпродуктивно, свидетельствует об успешном лоббировании чиновниками интересов БашРТС в ущерб населению. Хотя Федеральный закон «О теплоснабжении» однозначно определяет, что развитие систем теплоснабжения осуществляется наиболее экономичным способом, предполагает стимулирование развития и внедрения энергосберегающих технологий (статья 23), что основополагающими принципами государственной политики являются энергетическая эффективность теплоснабжения и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (статья 2).

Есть различные способы сдерживания стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Например, эффективное регулирование доходности ресурсоснабжающих организаций. В 2020 году рентабельность производства тепловой энергии Башкирской генерирующей компании была 20%, а рентабельность производства электроэнергии в два раза ниже. Причем тарифы на тепловую энергию регулируются государством, а на электроэнергию нет. Остается только гадать, почему это не стало основанием проверки соответствующих надзорных органов.

Деятельность органов власти сконцентрировалась на передаче объектов  теплоснабжения БашРТС, при этом игнорируются возникающие при этом стратегические угрозы. Например, в декабре прошлого года из-за аварии на ТЭЦ в Улан-Удэ без тепла остались свыше тысячи жилых домов, в которых проживает около 100 тысяч человек, была приостановлена работа 24 школ и детсадов. Или же авария в Белорецке. В результате было отключено теплоснабжение 176 многоквартирных домов, 14 социальных объектов. В Уфе большинство потребителей запитаны от ТЭЦ-2. Что будет, если произойдет аналогичная авария? Серьезной альтернативы ТЭЦ-2 в Уфе нет.

Органы власти при разработке и утверждении схем теплоснабжения обязаны определять условия организации теплоснабжения, исходя из радиуса эффективного теплоснабжения. Когда в Уфе из ИНОРСа поставляется тепло в Кировский район, следует понимать, что транспортировка теплоносителя будет «золотая». Это основополагающая причина дорогого тепла. Затраты на доставку тепла сопоставимы со стоимостью производства тепла. И  в других регионах это понимают. В Челябинске за счет рационального размещения теплоисточников и жесткого надзора над ресурсоснабжающими организациями добились низких тарифов на отопление.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством возможно утверждение тарифов методом «Альтернативная котельная». Это позволяет принимать решения, позволяющие снижать стоимость отопления. Однако в Башкирии этот метод не используется.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности »к полномочиям органов власти субъектов Федерации относит:

  • разработку и реализацию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Полномочия по повышению энергоэффективности есть, а действий нет. Поэтому в Башкирии потери тепла составляют 19%, а расход условного топлива доходит до 182 кг на 1 Гкал. Для примера, в Татарстане потери тепла 11%, а средний расход условного топлива 147 кг на 1 Гкал.  Бездействие власти по повышению энергоэффективности ресурсоснабжающих организаций увеличивает тарифы для населения отопление в среднем на 10-12%.

Кроме того, игнорируется возможность перехода значительной части домов на автономные котельные, позволяющие значительно удешевить стоимость теплоснабжения. Существует соответствующая республиканская программа, министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан отмечает её эффективность. Но реализуется она вне зоны БашРТС. Как только предлагается начать её реализовывать в Уфе, Стерлитамаке, позиция министерства резко меняется, и оно заявляет о невозможности реализации проектов автономных котельных.

Все вышеперечисленные вопросы очень волнуют население РБ и требуют внимательного рассмотрения, вследствие чего фракция КПРФ требует проведения парламентского расследования в этой сфере.

Вынуждены подчеркнуть, что массовые протесты в Казахстане порождены в том числе бездействием власти по защите населения от злоупотреблений монополий. Если республиканская власть продолжит политику поддержки монополий, активно оправдывая постоянно растущие тарифы, вполне логично ожидать аналогичных событий в Башкортостане. Прошлогодние январские события в Башкирии продемонстрировали высокую степень недовольства народа.

 

Руководитель фракции КПРФ в Госсобрании – Курултае РБ            Ю.Г. Кутлугужин

Comments are closed.