г.Уфа, ул. Заки Валиди 7 mapssvgrepocom12159
vkontaktesvgrepocom12143 telegramsvgrepocom312147 youtubesvgrepocom112145

Академик Камиль Ахияров: “ТРУДОВОЙ ПАТРИОТИЗМ — ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ”

К.Ш Ахияров

Академик Международной Академии педагогических наук, член-корреспондент РАО Заслуженный деятель науки РБ, РФ, Отличник просвещения СССР, Отличник Высшей школы СССР, Заслуженный учитель школы Башкирской АССР, доктор педагогических наук, профессор.

web.archive.org

ТРУДОВОЙ ПАТРИОТИЗМ — ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

«В народной массе мы все же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает». В.И.Ленин

«Мы должны сделать нашу страну страной экономически состоятельной, независимой, базирующейся на внутреннем рынке…

«Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наше страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была, включена в общую схему капиталистического развития как ее подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны»

Из выступления И.В. Сталина на ХГУ съезде ВКП (6) в 1925г.

«Я знаю, что когда я умру, людская молва много мусора нанесет на мою могилу. Но я уверен, что ветер Истории все это развеет»

 

Современное российское школьное образование должно учитывать изменения во всех сферах социальной жизни в России, повышение человеческой ценности в современных условиях глобализации, а также повышение требований на рынке труда к уровню профессиональной компетентности специалистов. Поэтому готовить будущих компетентных специалистов нужно начинать уже в стенах общеобразовательной школы, создав для ее инновационной деятельности все необходимые (финансовые, материальные, педагогические) условия, способствующие раскрытию возможностей, склонностей и таланта каждого конкретного ученика.

Патриотический дух, патриотическое самосознание и патриотическое самопознание каждого  селянина сегодня являются важнейшим стратегическим ресурсом выживания деревни, сохранения села как кормильца страны, как надежной основы продовольственной безопасности России. Современная «буксовка»  крестьянско-фермерских хозяйств, «ненужность» учебно-производственных бригад в средних школах, «безработица, что способствует росту пьянства, воровства и хулиганства, нежелания работать огромной массы сельской молодежи, бедность и нищета сельского населения – все это реальности современной российской деревни. Мы почему-то начали забывать о том, что деревня, село, испокон веков были кормилицей страны, опорой и гарантией ее продовольственной безопасности. Селянин обычно с большим удовлетворением заявлял: «Я родом из деревни, здесь мои гены, мои корни. Здесь мои бабушки и дедушки, здесь моя родня. Я – гордость Родины, авторитет государства, я – кормилец страны», и по большому счету он был прав. Поэтому сегодня нужно обратить самое серьезное внимание на профессиональную подготовку учащихся сельских школ, чтобы их большее количество после школы хотело стать специалистами сельскохозяйственного производства на уровне современных требований научно-технического прогресса и жить в деревне.
Современная образовательная политика в условиях сельского социума направлена на создание базовых, ресурсных школ по конкретному профильному обучению. При этом очень важен учет таких факторов, как экономические, социальные, демографические, психолого-педагогические и социокультурные, при которых существует сельская школа. Уровень экономического развития сельского социума, доход населения, социальные условия работы сельских учителей, обеспеченность образовательного и воспитательного пространства социально-педагогическими кадрами, уровень рождаемости, социокультурные и образовательные возможности сельского социума – все это очень важно в деятельности сельской школы по воспитанию специалистов-патриотов сельскохозяйственного производства, востребованных в данной местности. По нашему глубокому убеждению, именно сельская школа может и должна готовить эти востребованные в современных условиях для села кадры. Ведь городские дети в деревню как специалисты никогда не приедут и не останутся «пахать» в сельском хозяйстве на постоянной основе, за редким исключением. Для успешного решения данной проблемы в сельских базовых школах должно быть все необходимое для того, чтобы учащиеся, и, в первую очередь – старшеклассники могли раскрыть возможности самореализации и самосозидания. Они к концу обучения в школе призваны уже профессионально определиться, т.е. выбрать конкретную
сельскохозяйственную профессию, четко осознав предназначение выбранной ими профессии в социально-экономическом пространстве сельского социума на ближайшие 15-20 лет, тем самым начав создавать самые благоприятные условия для поднятия и укрепления авторитета своей малой Родины.
Сегодня нельзя однозначно считать сельскую школу единственным и определяющим фактором создания воспитательного пространства на селе. Действенным фактором наряду со школой выступают сельские дома культуры, национально-культурные и социальные центры, религиозные организации, общественные объединения, движения (взрослые, детско- молодежные), культурно-исторические центры, местные, региональные и федеральные средства массовой информации, Интернет и др. Именно воспитательное пространство сельского социума, создаваемое на основе целенаправленного взаимодействия многообразных факторов, максимального использования их специфических ценностей, возможностей при возрастающей педагогической роли образовательных учреждений , способно и должно сегодня стать подлинной средой воспитания сельского школьника как патриота малой Родины. Поэтому одним из условий реализации системы гражданского, патриотического воспитания не только детей, но и взрослых, является деятельность всех субъектов сельского социума на основе взаимосотрудничества. При этом очень важно, чтобы учебно-воспитательная и психолого-педагогическая деятельность сельской школы выступала системообразующим фактором. Взаимосвязь и взаимозависимость сельской школы и социума проявляются в том, что школа на селе призвана осуществлять образование и воспитание подрастающего поколения, отвечающего современным требованиям обладающего значимыми для общества и личности ценностями. Здесь уместно вспомнить слова великого патриота-хлебороба СССР и России XX столетия, почетного академика ВАСХНИЛ, дважды Героя Социалистического Труда Т.С. Мальцева, который говорил сельской молодежи: «Кем бы вы не были – трактористом или агрономом, дояркой или учителем – будьте творцами в вашем деле, ищите, дерзайте, создавайте, и пусть никогда не поселится в вас равнодушие – эго величайшее в жизни зло. Вглядитесь в село или деревню, где вы живете, в родные поля и спросите себя: все ли сделали для того, чтобы они были еще лучше, краше, богаче? И приложите руки к тому, чтобы еще прекраснее становилась с каждым днем наша Родина- мать».

Работать на земле, растить Родине хлеб – дело высокой гражданской совести и чести. Это – настоящий патриотизм, высокая духовность и максимальная преданность народу – эти трем корням, на которых держится наше государство. За это народ и уважает своих хлеборобов. Но земля любит заботливые, добрые руки, умные головы и мудрые мысли. Поэтому чтобы ежегодно получить хорошие и устойчивые урожаи, хлебороб обязан хозяйствовать по совести, честно, бережно, со всей ответственностью, не допускать расточительства земли, небрежного к ней отношения, дорожить честью хлебороба. Наши сельские дети – будущие хлеборобы должны понимать и осознавать, что инициативное, творческое участие в труде, общественной жизни – показатель идейной, 1ражданской и патриотической зрелости человека. Без труда активного, живого и творческого не может быть полноценной жизни у них ни в детстве, ни в юности, ни в старости.

Хлеб – великая сила на земле. Хлеб! Земля! Жизнь! Эти понятия стоят в одном ряду. А хлебороб – самая древняя социально значимая патриотическая профессия на земле, ибо растить хлеб очень и очень нелегко. Дорогой ценой достается он крестьянину. Истинный хлебороб должен любить землю не только на словах, а в поле работать так, чтобы можно было самому полюбоваться делом рук своих. Красоту и радость крестьянского труда надо воспитывать в человеке с самого раннего детства. А сила земли очень притягательна, если человек с детства прикоснулся к ней, начал трудиться на ней. По нашему мнению, сегодня ресурсная базовая сельская школа должна иметь свою мини-ферму и до 200 га пахотной земли, где можно было бы обучать школьников четырехпольному севообороту. Если учащиеся младших и средних классов могут «достигать науку познания…земли», работая на пришкольном учебно-опытном производственном участке, где они будут «осваивать азы» сельскохозяйственного производства, то старшеклассники- хлеборобы» должны работать на школьном поле. Для этого школа должна иметь всю необходимую сельскохозяйственную технику, и, конечно же, нового образца. Вместе с учителями и родителями (а их профессиональная помощь всегда нужна) школьники должны пахать, сеять и убирать урожай, ухаживать за школьными животными и постепенно стать начинающими агрономами, инженерами, зооветработниками, организаторами производства. Во время практической деятельности учащиеся должны более углубленно изучать основы экономики, математику и физику, химию и биологию, экологию и ОБЖ, историю и географию. Так школы станут самостоятельным учебно-производственным учреждением с элементами самофинансирования, самообеспечения. А ведь это очень важно, ибо превращает каждого ребенка в патриота своей малой Родины – семьи, школы, деревни. Нельзя забывать и о том, что только теоретическими знаниями, конечно, можно стать «отличным теоретиком», но ведь это еще не означает, что ты и хороший практик. А в реальной жизнедеятельности человеку, прежде всего, нужны практические знания, практические умения и практические навыки. Они способствуют формированию у школьников осознанного отношения к производственному труду, учат их экономически мыслить. Дети начинают разбираться в таких понятиях, как расход, доход, прибыль, рентабельность, себестоимость продукции. Так у школьников шаг за шагом отшлифовывается понимание того, что только в общественно полезном производительном труде славен и велик человек и что именно этом проявляется его социально- духовно-патриотическая сущность. Таким образом, мы поможем учащимся осознать – кто они такие, для чего пришли в этот мир и что могут сделать для себя и для людей. При этом всегда нужно опираться на внутренние и внешние мотивации детей на ту или иную форму творческой производительной деятельности.

Формированию инновационно мыслящих специалистов сельскохозяйственного производства нового поколения должно способствовать профильное обучение в сельской школе. По нашему мнению, трудовое, патриотическое воспитание школьников и их политехническая подготовка, профильное обучение в сельских школах должно не только обеспечивать успешную социализацию учащегося в сельской местности, но и создавать предпосылки для преодоления барьера «село-город». Наиболее приемлемым для большинства сельских школ с учетом и востребованности, и возможности для реализации являются «социализирующие профили». Сельский ребенок раньше городского вступает в трудовую деятельность, он более зависит от местного социума, его деятельность теснее связана с традициями и культурой, ментальностью местного сообщества, и наиболее вероятными для успешной реализации в сельских школах.

Особенностью сельской школы является необходимость организации профессиональной подготовки учащихся  по профессиональным направлениям, востребованным в данной местности.

Видимо, необходимо базовым ресурсным сельским школам под конкретные «Программы социализирующих профилей на муниципальном уровне», утвержденные МО РБ и РФ выдавать на 5-10 лет кредиты, чтобы они могли организовать и совершенствовать инновационную деятельность на основе самых последних достижений психолого-педагогической науки.

Школа сельской местности, как правило, единственное образовательное учреждение по месту жительства, где юные граждане могут получить полное или основное среднее образование, приобщиться к источникам мировой культуры и науки. Важная социальная задача сельской школы – способствовать тому, чтобы человек укоренялся в родной местности, чувствовал ответственность за нее, проявлял инициативу, приобщался к этнотрудовым традициям.

Сегодня у сельских школ должен быть особый статус хотя бы из-за такой серьезной причины, которой является, по словам Генсека ООН, «проблема надвигающейся нехватки продовольствия в мировом масштабе». По мнению ученых, рост объемов производства продовольствия отстает от роста численности населения планеты. Это связано со снижением урожайности из-за усиления износа плодородия почвы. Поэтому сегодня государство обязано направить селу большие субсидии и дотации на освоение в отрасли технологий воспроизводства почвенного плодородия. Нам сегодня нужны специалисты по-новому мыслящие и смотрящие на проблемы сельскохозяйственного производства в России. Начинать готовить кадры, способные решать современные проблемы села как раз и должна базовая ресурсная сельская школа, что в корне связано с опытно-экспериментальной и научно-исследовательской практической деятельностью учащихся.

В формировании патриотических чувств детей важная роль принадлежит каждой конкретной семье – семейному воспитанию. Семья – это маленькая модель нашего общества. В семейном воспитании очень велика роль родителей, ибо дети вырастают такими, какими являются их родители. Поэтому каждый отец и каждая мать должны нести индивидуальную ответственность за все деяния каждого своего ребенка и обязаны стать надежными союзниками педагогов в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время заметным становится отчуждение учащихся (вообще молодежи и даже некоторой части старшего поколения) от государства (низкий уровень гражданского самосознания. Утрата патриотических чувств, агрессивность и экстремистские тенденции), от образовательного учреждения (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности молодежи и подростков), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями) и даже от самого себя (деформация гражданского сознания).

Поэтому сегодня для родителей особенно актуальны мысли А.Н. Радищева о том, что главная цель воспитания – подготовить «сына Отечества», гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа, готового ради него на все.

«История достаточно убеждает нас, – пишет В.Я. Стоюнин, что государство сильно образованными и честными гражданами. В интересы отечественные входят и общественные. Истинному патриоту те и другие должны быть дороги, следовательно, гражданские чувства составляют его душу…, поэтому надо приготовить людей годных и для общественной, и для государственной службы, интересы которой должен понимать каждый образованный гражданин».

11одлинная школа воспитания сердечности, душевности, отзывчивости и патриотичности – это семья. Ибо отношение к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам в конечном счете и является испытанием человечности, отражением и реализацией «семейного патриотизма» в каждодневной конкретной реальной жизни.

Ребенок – зеркало духовно-нравственной и гражданско-патриотической жизни родителей. Самая ценная черта хороших родителей – это душевная доброта матери и отца (высокая духовность) – их умение делать добро людям – деяния, наполненные патриотическим смыслом, помогающим людям стать лучше, совестливее.

Именно семья является первым воспитателем каждого ребенка, каждого человека. Семья является той стартовой площадкой в жизни каждого человека, которая во многом определяет его дальнейшую судьбу.

Важной традицией башкирского народа, имеющей воспитательное значение, являлось создание многодетной семьи ( к сожалению, в современной России семья разрушается: в РФ на 1000 создаваемых семей – 800 разводов). Дети в представлении башкирского народа нужны не только ля продолжения рода. Дети – основа семейного счастья, его опора, главный рычаг благополучия, помощники ведения хозяйства. Семья благоприятно влияет на организацию детской жизни, в чем проявляется патриотическая сущность ее по продолжению человеческой цивилизации.

Чтобы поднять «воспитательный или педагогический потенциал» каждой конкретной российской семьи, государство должно, обязано обеспечить родителей такой зарплатой, создавая нормальные условия для их трудовой деятельности, которая дала бы возможность прилично содержать семью. На уровне хотя бы средней в данном регионе зарплаты, а желательно – на уровне средней чиновничьей зарплаты. Им нужен коттедж с участком, где могли бы играть дети. Но льготному кредиту, с рассрочкой на десятилетия и хотя бы с частичным автоматическим погашением по мере появления детей. Не помешает и автомашина на тех же условиях. А рядом – хороший детсад. И школа. Видимо пора, действительно, отцов и матерей назвать «элитой общества». И не просто назвать, а создать Дома Матери и отца, Семьи. Создать дома отдыха и санатории только для этой действительной элиты. Тогда жизнь пошла бы по другому пути, т.е. по пути ускоренного социально-культурного развития. А в итоге каждая российская семья стала бы гарантированной опорой российской государственности.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовнонравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи, в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования – важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла                            утрата       идеологических          ценностей, патриотическое                 и

интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Важным направлением в патриотическом воспитании подрастающих поколений должно стать трудовое воспитание, направленное на созидательную деятельность каждого россиянина, благодаря чему наша страна во всех отношениях будет успешно развивающейся, ни от кого, по большому счету, независимой стопроцентно самостоятельной, имеющей решающий голос в решении международных проблем.

Трудовое обучение считалось важнейшим направлением государственной стратегии любой страны, независимо от ее экономической базы или политической ориентации. Поэтому бесценный исторический опыт трудовой политехнической подготовки подрастающего поколения, как важный фактор формирования патриотического самосознания, накопленный веками сельскими общеобразовательными школами должен лечь в основу построения современной сельской профильной школы и возрождения ученических производственных бригад (далее – УПБ). Целью деятельности УПБ является развитие гражданской позиции, готовности к труду и мотивации получения современных знаний, умений и навыков в сельскохозяйственной деятельности. Это – актуальная общегосударственная и учебно-воспитательная стратегия по отношению современным сельским школам.

С учетом обеспеченности земельными наделами, техникой, кадрами, необходимыми бытовыми условиями, производственной деятельностью можно выделить 5 основных моделей ученических производственных бригад образовательных учреждений.

Это бригады классического вида, имеющие собственную землю от 100 до $00 га, необходимую технику для ее обработки, ведущие круглогодичную деятельность. Они имеют рентабельное хозяйство и являются структурным подразделением школы.

Вторая модель – это бригады, не имеющие своей земли и техники, но являющиеся структурными подразделением базового сельскохозяйственного предприятия, ведущие круглогодичный цикл работ, на договорных условиях зарабатывающие средства для развития школы.

Третья модель – бригады, имеющие свою землю, но при этом из-за отсутствия необходимой техники для ее обработки ведущие хозяйство на определенной части земли на договорных условиях с фермерами.

Четвертая модель – бригады, ведущие хозяйство совместно с расположенным в селе колледжем, на договорных условиях, связанных так же с подготовкой водителей, механизаторов для обработки земельных угодий.

Пятая модель – новая форма организации производственного труда обучающихся – это межшкольные УПБ.

По количеству профилей выделяются следующие виды бригад:

  • Узкопрофильные бригады. Бригады, основной деятельностью которых является одно направление сельскохозяйственной специализации (полеводство, овощеводство, животноводство и другие). Как правило, такие бригады создаются в малокомплектных образовательных учреждениях.
  • Многопрофильные бригады (комплексные). Бригады, деятельность которых состоит из нескольких направлений сельскохозяйственной специализации (не менее двух).

По временным показателям выделяются следующие виды бригад:

  • Сезонные бригады. Бригады, работа которых ведется в течение полевого сезона, осуществляет комплекс сельскохозяйственных работ от посева до сбора урожая.
  • Круглогодичные бригады. Бригады, работа которых

продолжается в течение всего года.

Базисной основой формирования жизнеспособной личности является труд. Только труд, мотивированный и интересный, делает человека нравственным.

Труд – надежный источник благополучия, успеха и профессионального роста. Полноценная жизнь предполагает полноценную реализацию человека в общественно полезном производительном труде.

Важнейшее место в воспитании занимает вовлечение ребенка в различные личностно и общественно полезные виды деятельности. Чем богаче опыт, тем более подготовлен ребенок к разным обстоятельствам в жизни.

Чтобы ученик реализовался в современной непростой жизни, необходимо направить на это весь воспитательный потенциал, которым обладает школа и окружающий социум, прежде всего, влияние родителей, учителей, наставников, а так же объединенные усилия институтов села.

Вот как описывает роль посильного груда в формировании духовно-нравственной и физически здоровой личности сельского ребенка дважды Герой Советского Союза М.Г. Гареев в своей книге «Живу и помню»: «Запомнилась общая радость, когда весь аул впервые вышел на пахоту. Сколько было веселья, какой просторной оказалась пашня, как легко работалось сообща. Видимо потому, что первые детские впечатления о труде оказались такими светлыми и приятными, груд на всю жизнь стал для меня радостью, и работать честно, добросовестно, чтобы не было стыдно перед окружающими, вошло в привычку. А работать пришлось немало, с самых ранних детских лет, и я благодарен родителям и землякам за их мудрость и тактичность в приобщении детей к груду…. К пятнадцати годам я, как и любой мой сверстник, был уже вполне умелым и опытным работником. Все мы работали с охотой и удовольствием, используя любой повод, чтобы организовать ярыш – трудовое соревнование».

 

На фото Камиль Ахияров и Муса Гареев

Труд создал Человека. Труд – основа успешной, плодотворной, счастливой жизни людей. Трудовой патриотизм – есть проявление и реализация высших качеств человека на основе его профессионального патриотизма. Ему присуща социальная компетентность. Социальная компетенция – способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества. Чтобы подготовить человека к жизни в нынешнем столетии, следует полностью осознать сущность изменений, принесенных новым временем, сориентировать каждого конкретного человека, общество и государство на сознательное, последовательной и динамическое их восприятие. Это задача всего общества, и особенно – сферы образования. О способности образования дать достойный ответ на вызов XXI века будут зависеть судьбы не только миллионов пока маленьких башкортостанцев и россиян, но и будущее народов.

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость — неотвратима, смерть -неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, но и от вас самих – детей. Уметь жить для людей. Это умение постигается по учебнику мудрости, народной морали, опыта многих поколений. Умей читать этот учебник, думать над ним».

Этот завет В.А. Сухомлинского нашему времени, человеку XXI века.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышской средней школы, уже смертельно больной, В.А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути». В этих словах весь В.А. Сухомлинский – гуманист, мыслитель, педагог.

Нам еще предстоит осмыслить оставленное Павлышским сельским учителем нравственно-интеллектуальное трудовое наследие, которое вобрало ведущие тенденции развития педагогического процесса будущего. Перефразируя известную мысль Василия Александровича о том, что мы вступаем в мир человека, можно утверждать: « Мир вступает в мир Сухомл и некого!».

Футурологи предрекают человечеству замечательные достижения науки и техники. Предполагается, что в скором времени найдется прививка против СПИДа; появится генная терапия для борьбы с раком, весь мир охватит сеть видеотелефона; появятся роботы, выполняющие домашнюю работу. До 2025 года начнут служить человеку электромобили, работающие на солнечной энергии, будут прозревать слепыше помощью подключенного к нервной системе прибора; скорость поездов достигнет тысячи километров в час; появятся стимуляторы творческих способностей человека; переданные космическими электростанциями на землю электромагнитные волны будут превращаться в электроэнергии; космические корабли будут достигать самых отдаленных планет Солнечной системы; появится эффективное средство против облысения; начнет работать робот-хирург; человек совершит посадку на марсе; начнут продавать наручные часы, которые не только будут показывать точное время, но и отмечать состояние здоровья их владельца. До 2050 года научатся излечивать пораженные человеческие клетки, впервые будет оживлен умерший человек…

Возможно, в двадцать первом и последующих веках постепенно прекратятся военные конфликты, сойдут на нет военные расходы, наука и техника будут творить чудеса.

Но все это при условии, если…

Требуется множество взвешенных и научно обоснованных решений, свободных от рекламных спекулятивных соображений, связанных с борьбой за власть, популистской демократией и демагогией, просто с некомпетентностью и недобросовестностью слишком речистых людей, выросших в условиях своего рода «зоопарка», где главное – не собственные умственные и трудовые усилия, а близость к кормушке. Будущее – за образованием и наукой.

Школа становится очагом духовной культуры лишь тогда, когда в нем царят пять культов: культ Родины, культ родного слова, культ человека, культ книги, культ общественно-полезного труда.

Только в общественно-полезном труде славен и велик человек.

У Владимира Владимировича Маяковского есть такие стихи: «1руд рабочего, хлеб крестьян – на этих двух осях катится время на всех скоростях, и вертится жизнь вся». Думаю, это не просто поэзия, а квинтэссенция философии труда, ее значимость в жизни.

Все свершения в Советском союзе были делом рук и разума советских людей. Но ничего не происходит само собой, без организации. Нередко то, что сделано в Советском союзе, называют чудом. Если это так, то чудотворцами был советский народ, коммунистическая партия Ленина – Сталина.

В одном из своих выступлений И.В.Сталин в ответ на запрос — «нельзя ли замедлить темпы, придержать движение», говорил: «Нет, нельзя, товарищи! Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Нам известно, что к 2024 году Россия должна стать 5-й экономической державой мира за счет реализации инновационного,  ‘социально-ориентированного типа развития, основанного на экономике знаний и высокотехнологических отраслей, высокой инновационной активности, росте человеческого потенциала и эффективности его использования. Данный результат возможен только при понимании ключевой, решающей роли образования в формировании человеческого капитала, способного обеспечить достижение поставленных целей.

Образование — высокотехнологичная отрасль, но для того, чтобы Россия смогла стать высокоразвитой страной в современном понимании, необходимы серьезные инвестиции в образование и науку. Вот тогда можно мечтать о четырехкратном увеличении производительности труда. Вот тогда вспашем 40 млн. гектаров заброшенных, заросших бурьяном сельскохозяйственных угодий… Продлим нашу жизнь не только до 72-75 лет, но и 100 и более… Недопустимо откладывать решение сегодняшних актуальных задач до 2024 года. Вообще… мечтать не вредно, но знать надо меру, – советовал Джавахарлал Неру. В последние 20 лет многовато было пустых обещаний. «Страна может быть успешной и процветать, если представители семи главных профессий чувствуют себя хорошо. Это рабочий, крестьянин, учитель и врач, инженер, ученый и военный»

(Г.А.Зюганов).

«Советуясь» с Н.К.Крупской, мы, с позиции нового мышления изучаем славное историческое педагогическое наследие прошлого, осмысливаем настоящее и с оптимистической перспективой смотрим в будущее.

Обращаясь к трудам А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, философствующего педагога В.А.Сухомлинского, мы вновь и вновь открываем для себя принципиально новые решения сложнейших проблем воспитания и обучения.

Ахияров Камиль Шаехмурзинович родился 19 февраля 1930 года в деревне Верхне-Манчарово Илишевского района Башкирии. С 1947 по 1951 гг. обучался и окончил исторический факультет Башкирского государственного педагогического института им. К.А.Тимирязева. 1951-1963 гг. – директор Челкаковской средней школы Бураевского района РБ. 1963- 1989 гг. – ректор Бирского государственного педагогического института, 1989 г. — заведующий кафедрой научных основ управления школой БГПИ, с 2007 г. — руководитель научно-методического центра профильного обучения школьников БГПУ им.М.Акмуллы.

Академик Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Российской академии образования, Почетный председатель Башкирского президиума Республиканского отделения Педагогического общества РФ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы Башкирской АССР, заслуженный деятель науки РБ, РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ, отличник просвещения СССР, РСФСР, РБ, отличник высшей школы СССР.

Автор и соавтор более 700 научных и научно-методических работ по проблемам трудовой политехнической подготовки школьников и молодежи.

К.Ш.Ахияров почетный гражданин Илишевского района Республики Башкортостан. В связи с 70-летием Великой Победы награжден памятной медалью «70 лет победы» и «Дети войны».

За заслуги в области образования награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «ВДНХ СССР», К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, М.А Шолохова, Т.С.Мальцева, М.Карима, М.В.Ломоносова, И.В.Сталина, «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции», «100 лет ВЛКСМ»

 

 

Комментарии закрыты

© 2023 - БРО ПП КПРФ. Все права защищены.
Любое копирование материалов с нашего ресурса разрешается только с обратной активной ссылкой на страницу статьи.
vk.com telegram yotube