Последние новости

Вход для пользователей

Экономист Рустем Шайахметов спикеру парламента Башкирии Константину Толкачеву: «Хайп лучше, чем бездействие»

Экономист Рустем Шайахметов спикеру парламента Башкирии Константину Толкачеву: «Хайп лучше, чем бездействие»

На прошедшем в апреле заседании Госсобрания глава законодательного органа назвал популизмом предложения КПРФ и ЛДПР о заморозке тарифов

Прошедшее 23 апреля пленарное заседание Госсобрания началось с бурных дебатов по повестке. Сначала депутат фракции КПРФ Дмитрий Чувилин выступил с предложением о проведении парламентского расследования ремонта улицы Комсомольская в Уфе. В конечном итоге было заявлено, что наш республиканский парламент не готов обсуждать эту злободневную проблему. Ну это как всегда. А когда КПРФ и ЛДПР потребовали обсудить на пленарном заседании обращение Госсобрания премьер-министру России Мишустину о заморозке цен на отопление, возмущению спикера парламента Константина Толкачева и председателя профильного комитета Николая Хорошилова не было предела. Толкачев сказал, что парламент – серьезная организация, а обращение о заморозке цен на отопление – популизм, хайп и пиар.

Особое возмущение вызвал сам факт создания межфракционной депутатской группы по расследованию по расследованию роста тарифов за отопление. Мне непонятно, почему Толкачевым подвергается сомнению законность создания группы. Депутатская группа не является внутренней структурой Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Депутаты решили объединить свои усилия по расследованию вопиющей ситуацией в ЖКХ, они могут привлечь к её работе муниципальных депутатов, депутатов Государственной Думы, различных экспертов, общественных активистов. Это их право, закрепленное Конституцией России. Вследствие этого парламент не может вмешиваться в работу группы, более того, обязан оказывать содействие. Однако председатель профильного комитета Николай Хорошилов отказывается взаимодействовать с депутатской группой, игнорирует запросы руководителей фракций КПРФ и ЛДПР. Следует отметить, что он возглавляет аналогичную комиссию, созданную около полутора года тому назад, я бы сказал, тихо дремлющую.

Сложно сказать, почему созданная межфракционная депутатская группа по расследованию роста тарифов вызывает столь нервную реакцию. Скорее всего это связано с тем, что она исследует крайне неудобные вопросы. Например, размеры тарифов. На прошлом заседании депутатской группы директор БашРТС Тимофей Дубровский и руководитель республиканского госкомитета по тарифам Светлана Бурдюк пытались доказать, что тарифы полностью обоснованы. Когда Бурдюк заявила, что использование методики расчета тарифа «Альтернативная котельная» приведет к увеличит тарифа, я решил проверить, используя калькулятор расчета стоимости тепла на сайте Минэнерго России. По итогам обнаружил, что если бы при расчете тарифов использовался метод «Альтернативная котельная», то цены бы на отопление были бы где-то на 10% ниже существующих. Мне сложно сказать, почему комитет по тарифам против этого метода, настойчиво рекомендуемого федеральным правительством.

Цены на отопление в Татарстане

Так как все познается в сравнении, я решил посмотреть цены в соседних регионах. Среднеотпускные тарифы на тепловую энергию с учетом НДС для населения на 2021 год в Республике Татарстан – 1805,34 руб./Гкал, к уровню второго полугодия 2020 года они снизились на 0,5%.

  • Казань – 1812,15 руб./Гкал – снизились на 1,3% к уровню второго полугодия 2020 года;
  • Набережные Челны –1684,58 руб./Гкал – без роста к уровню второго полугодия 2020 года;
  • Нижнекамск – 1717,52 руб./Гкал – без роста к уровню второго полугодия 2020 года.

Для тех, кто ещё не запомнил, тариф в Башкирии 2198,98 руб./Гкал. Это на 22% выше, чем в Татарстане.

Это произошло по следующим причинам:

В ходе тарифной кампании 2021 года средний удельный расход условного топлива по Республике Татарстан снижен с 152,04 кг у.т./Гкал до 147,92. Для сравнения, в Уфе нормативы удельного расхода условного топлива  производителям утверждены 152–172    кг у.т./Гкал.

Доля потерь тепловой энергии при производстве и передаче тепловой энергии на 2021 год в целом по Республике Татарстан составила 11%. Руководитель БашРТС заявлял, что теплопотери у БашРТС составляют 19%.

Если бы в Башкирии была такая же энергоэффективность, как в Татарстане, то стоимость теплоснабжения снизилась бы на 15–20%.

Цены на отопление в Челябинской области

Интересен опыт Челябинска. Они в соответствии с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации» установили в Челябинске несколько систем теплоснабжения с определением единой теплоснабжающей организации в каждой из систем теплоснабжения, расположенных в пределах города. Границы каждой из систем теплоснабжения устанавливались, исходя из радиуса эффективного теплоснабжения. Это когда совокупные затраты по передаче тепла обеспечивают разумную, соразмерную стоимость теплоснабжения.

И для каждой зоны деятельности единой теплоснабжающей организации установлены соответствующие тарифы на отопление:

Средневзвешенные цены на отопление в Челябинске, Татарстане на 15-18% ниже, чем в Башкирии.

А теперь хотелось бы понять, почему в Башкортостане не хотят заниматься энергоэффективностью ресурсоснабжающих организаций, снижая за счет этого тарифы на отопление. Нам пытаются внушить, что у нас очень большие инвестиционные программы, вследствие чего вынуждены повышать тарифы. В Татарстане в сфере коммунальных услуг годовая инвестиционная программа составляет 13 млрд, это значительно больше, чем в Башкирии. А тарифы ниже. Нам пытаются доказать, что если заморозить тарифы, все рухнет. Только Башкирская генерирующая компания в прошлом году получила 2,5 млрд прибыли за счет производства тепловой энергии. Рентабельность (отношение чистой прибыли к затратам) – 20%. Странно получается: когда начинают поднимать вопрос о наведении порядка в том хаосе, который творится в ЖКХ, для Толкачева и Хорошилова – это хайп и популизм.

В начале года были неоднократные заявления о том, что Госсобрание инициировало законопроект об ужесточении ответственности ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний за состояние тепловых счетчиков в многоквартирных домах. Я проверил информацию и с удивлением обнаружил, что Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан не вносило этот законопроект в Государственную Думу. Интересно почему? Когда необходимо было предоставить пивным компаниям налоговые льготы в размере свыше 100 млн рублей, законопроект проскочил за 13 дней. Конечно, тут, наверное, были интересы серьезных людей, а Госсобрание – серьезная организация. А когда встал вопрос принятия законопроекта, повышающего ответственность виновников обсчета населения, который принял массовый характер, - полгода болтовни. С чем это связано? С тем, что защита интересов простых граждан не входит в приоритеты нашего парламента? Или же защита интересов монополистов – а это очень серьезные ребята – более важна? Или же это просто чиновничья волокита?

***

И теперь насчет обращения Мишустину о заморозке цен. Совершенно верно, есть здесь толика хайпа и пиара, без этого политики не бывает. Но это лучше, чем бездействие депутатов от «Единой России» – защитников существующих тарифов, благодаря чему очень хорошо живут монополисты, обсчитывающие, как я вижу, в массовом порядке простых граждан.

ПРУФЫ