В минувший четверг в Курултае Башкирии депутаты приняли бюджет в первом чтении. Фракция КПРФ воздержалась при голосовании, так как планирует внести свои поправки ко второму чтению. Если замечания коммунистов будут учтены, то фракция проголосует “ЗА”. Публикуем выступление Первого секретаря Башкирского рескома КПРФ Юнира Кутлугужина.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Главная цель республиканского бюджета – благосостояние народа!
По данным Росстата, реальные денежные доходы населения Башкортостана в этом году составляют 82,5% от уровня 2013 года.
Средняя заработная плата в Башкортостане ниже на 19%, чем в среднем по России, 36 место среди российских регионов. По зарплате учителей у Башкортостана – 72 место.
Проект бюджета, не решает стратегические задачи развития республики, не формирует условия для опережающего роста экономики и не улучшает жизнь граждан. Поэтому наша фракция не поддерживает его принятие.
Фракция КПРФ предлагает:
- Увеличить доходы республиканского бюджета на 15 млрд рублей за счет:
- увеличения доли отчислений дивидендов ГУП, организаций, принадлежащих республике до 50% от прибыли;
- роста доходов от республиканской собственности с 8до 14 млрд рублей (увеличение от дивидендов Башнефти, БСК, Регионального фонда и повышение эффективности использования имущества);
- отмены избыточных налоговых льгот в размере 9 млрд рублей. Сейчас они составляют 13 млрд, это в 2,5 раза больше, чем в Татарстане, Нижегородской области. Для чего, уже в ноябре внести соответствующие изменения в законах.
- Сократить избыточные бюджетные расходы на 3,5 млрд рублей:
- Уменьшив ассигнования на общегосударственные расходы на 3 млрд рублей до уровня 2021 г. (8,9 млрд рублей);
- снизив субсидирование ж/д пассажирских перевозок на 536 млн рублей (с 636 млн рублей до 100 млн рублей), оставив субсидирование только социально значимых маршрутов.
- За счет этого увеличить расходы бюджета Республики Башкортостан на 18,5 млрд рублей, которые предлагаем направить на:
- зарплаты учителям размере – 3 млрд рублей;
- поддержку одарённых детей, направив на мероприятие «Реализация мероприятия «Одарённые дети Республики Башкортостан» – 95 млн рублей;
- развитие биотехнологий и генного редактирования – 2 млрд рублей, поручив правительству до конца года подготовить государственную программу.
- жилищно-коммунальное хозяйство – 3,4 млрд рублей, для обеспечения размера финансирования на уровне этого года;
- развитие существующих селекционных центров и создание новых – 2 млрд рублей, для обеспечения стратегической безопасности АПК;
- социальную политику – 8 млрд рублей, направив на следующие выплаты:
- 2 млрд рублей на ежегодные пособия семьям, имеющим детей школьного возраста из расчёта 4 тысячи рублей на ребёнка.
- 3,6 млрд рублей на ежемесячные пособия в размере 10 тысяч рублей на ребёнка, рождённого третьим или последующим.
- 550 млн рублей на компенсацию многодетным семьям аренды жилых помещений, поставленных на учёт в качестве нуждающихся до момента улучшения жилищных условий в размере 15 тысяч рублей в месяц.
- 400 млн. рублей на единовременные денежные выплаты многодетным семьям и гражданам, имеющим ребёнка-инвалида, взамен предоставления земельного участка. В бюджете предусмотрено 100 млн рублей на выплату компенсаций 400 семьям. Очередь свыше 15 тысяч.
- 1,5 млрд рублей на строительство инфраструктуры земельных участков, выделенных льготным категориям граждан для индивидуально-жилищного строительства.
Предлагаемые фракцией КПРФ меры по улучшению бюджета, сбалансированы по доходам и расходам, направлены на повышение благосостояние населения, развитие инновационной экономики, формирование лидерских позиций Республики Башкортостан.
Башкирские парламентарии так же обсудили прогноз социально-экономического развития республики.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Без поддержки юных талантов, не будет успешного инновационного развития. В Самарской области на поддержку одарённых детей выделяют 142 млн рублей, Татарстане – 100 млн рублей. В нашем бюджете на мероприятие «Реализация мероприятия «Одарённые дети Республики Башкортостан» заложено 5,7 млн рублей, наша фракция предлагает увеличить бюджетное финансирование до 100 млн рублей.
В предстоящие годы на главные экспортные товары Башкирии мировые цены будут снижаться, не стоит ожидать и роста физического объёма экспорта.
А в базовом варианте прогноза в 2023 году экспорт увеличивается на 17% (737 млн долларов США), а в 2025 на 24% (1,06 млрд долларов США). При этом доля машиностроительной продукции в объёме экспорта не увеличивается. Фракция КПРФ считает, что прогнозное увеличение экспорта излишне оптимистично и не отражает существующие реалии.
Оборот розничной торговли в сентябре этого года составил 85,5% к прошлому году, и к концу года он может снизиться до 93%. А с учётом падения уровня доходов населения, наиболее вероятно, что объем розничной торговли в будущем году снизится до 98%, а не увеличится до прогнозного уровня 102,5%.
Повышение в декабре этого года на 9% тарифов на коммунальные услуги, увеличит объем платных услуг населения на 2% и, соответственно, повысится инфляция. Из-за увеличения обязательных расходов граждан произойдёт снижение реальных доходов населения.
Предполагаемое прогнозом снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2025 году до 8,1%, в настоящее время доля малоимущего населения – 11,4%, является явно недостижимой целью, так как реальные располагаемые доходы населения по прогнозу не изменяются.
Следует согласиться с тем, что количество мест в детсадах в расчёте на 1000 детей дошкольного возраста к 2025 году увеличится, так как из-за падения рождаемости, число детей дошкольного возраста в 2025 году по сравнению с этим годом сократится на 10-12%.
По прогнозу, обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения снижается с 75,9 в 2021 г. до 71,1 в 2025 году. Сокращение на 6,3%. Аналогичная ситуация с обеспеченностью амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Очередная оптимизация здравоохранения за счёт интересов населения негативно отразится на качестве медицинской помощи.
Стратегической целью успешного развития является сохранение и увеличение численности населения. За 8 месяцев этого года убыль населения Башкирии составила 9,5 тысяч человек. Убыль населения в этом году, на уровне прошлого пандемийного года. Рождаемость в республике в 1,2 раза ниже установленной национальным проектом «Демография».
Поэтому запланированное прогнозом снижение численности населения Башкирии в 2025 году до 3 млн 973 тысяч будет перевыполнено, если не предпринять срочные меры по изменению ситуации.
Этому способствует сокращение социальной помощи населению, в Башкортостан за 9 месяцев этого года по сравнению с прошлым годом снижение – 903 млн рублей (4,3%), выплаты из республиканского бюджета сократились на 5,7% (366 млн рублей).
Правительству пора отказавшись от принципов:
- «освоение бюджетных ассигнований»;
- «главное участие, а не результат».
Когда значительные бюджетные средства направляются на второстепенные проекты и активно там осваиваются. Например, в дорожном строительстве: проект «Восточный выезд» и дорога в Уфе соединяющие жилые районы «Кузнецовский затон – «Цветы Башкирии», общая сумма бюджетных ассигнований около 60 млрд рублей, но они не окажут существенного влияния на ситуацию с пробками в Уфе. А на приоритетный– дорога Дёма – Уфимский полуостров, реально разгружающий Бельский мост, ул. Заки Валиди, денег в бюджете нет. Поэтому транспортные коллапсы в Уфе стали уже обыденностью.
На строительство маловостребованных: дворца спортивной борьбы, евразийской библиотеки (Дворец науки и культуры) деньги есть, а средств на достойную зарплату учителей, чтобы она была хотя бы на уровне соседних регионов, нет.
Правительству пора переходить на реальное проектное управление, направленное на решение актуальных и конкретных проблем граждан
Представленный прогноз свидетельствует о слабом экономическом блоке правительства, который не может обеспечить решение социальных проблем республики, формировать условия для опережающих темпов развития экономики.
Комментарии закрыты