Сегодня, 7 февраля состоялось заседание Комитета по жилищной политики и инфраструктурному развитию ГСК РБ.
Комитет рассмотрел проект постановления Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан “О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях” , который фракция КПРФ предлагает уже дважды. Основным докладчиком выступил руководитель фракции Юнир Кутлугужин.
Проект направлен на повышение эффективности защиты граждан от недобросовестных поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
В статьях 156, 157 Жилищного кодекса России определено, что в случае начисления необоснованно завышенной платы за жилищно-коммунальные услуги виновник оплачивает потерпевшему штраф в размере 50% от переплаты. Однако отсутствует наказание виновнику, если он отказывается исполнять обязанности по рассмотрению обращения по выплате штрафа и перерасчету платы за жилищно-коммунальные услуги, даже если виновник умышленно затягивает принятие обоснованного решения по выплате штрафа.
Рост тарифов в ЖКХ в сочетании с происходящим сокращением реальных доходов граждан и обостряемый злоупотреблениями значительной части управляющих и ресурсоснабжающих организаций формирует недовольство населения. Что подтверждается следующими обстоятельствами:
При проведении соцопроса в 2022 году ФОМ «О состоянии жилья и услугах ЖКХ» 43% респондентов оценили сумму оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) слишком большой. Доля населения, считающего, что расходы на ЖКХ становятся слишком большими за последние два года значительно увеличилась. Поэтому только около половины населения оплачивают услуги ЖКХ своевременно. Сумма просроченной квартплаты достигла на 1 июля 2022 года составила 767 млрд рублей, темпы роста задолженности в 1,2 раза выше темпов роста тарифов.
В связи со значимостью проблемы для граждан, выросло число обращений связанных со сферой ЖКХ.
Число обращений, адресованных Президенту Российской Федерации по теме «Ответственность за нарушение в сфере ЖКХ» в 3 квартале 2022 года по сравнению с 2021 годом, увеличилось на 14,2%.
Письменные обращения граждан, поступивших в Минстрой России в связанные с проблемами ЖКХ выросло на 21%.
Согласно мониторингу НП ««ЖКХ Контроль», в первом полугодии 2022 года доля заявлений, связанных с начислением платы за ЖКУ, составила 14,7% от количества обращений, в 2021 году доля обращений была 14%.
Актуальность проблемы подтверждают массовые обращения населения по нарушениям связанных с начислениями платы за ЖКУ в государственные жилищные инспекции (ГЖИ) российских регионов:
В 2021 году в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан поступило 3105 жалоб по оплате ЖКУ, в 3 раза больше, чем в 2020 году.
Если в 2021 году доля обращений по вопросам оплаты ЖКУ, поданных в ГЖИ Оренбургской области, составляла 23,6% от общего количества жалоб, то за 9 месяцев 2022 года она увеличилась до 27%.
В государственную жилищную инспекцию Липецкой области в 2021 году в связи с начислениями за ЖКУ поступило 4318 заявлений (22,8% от общего числа жалоб). За 9 месяцев 2022 года число жалоб из-за размера оплаты за ЖКУ выросло по сравнению с предыдущим годом на 84% и составило 4577. В 2021 году ГЖИ, Липецкой области произвело перерасчёт платы (возврат средств населению) на сумму 33,4 млн. руб.
А так как на правонарушителей не накладываются штрафные санкции за излишне начисленные суммы за ЖКУ, недобросовестные поставщики ЖКУ, безвозмездно и безнаказанно используют средства граждан для пополнения своих оборотных средств.
Часто поставщики при получении заявления от жильцов о выплате штрафа согласно статей 156, 157 Жилищного кодекса, уклоняются от выполнения обязательных процедур при принятии решения о выплате штрафов, так как отсутствуют санкции за вышеуказанное бездействие. А если граждане обращаются в ГЖИ, или же в прокуратуру, то получают ответы, что данный вопрос необходимо решать в судебном порядке, так как у нах нет законных мер принуждения, которые они могут применить к правонарушителю. Суммы в большинстве случаев для гражданина не превышают 2-3 тысяч рублей, а судебные расходы не менее 15-30 тысяч, поэтому население отказывается от судебной защиты своих прав.
Проект предлагает ввести административную ответственность, если виновник отказывается выполнять обязанности по выплате штрафа.
Проект устраняет правовую неопределённость, позволяющую правонарушителям безнаказанно нарушать Жилищный кодекс России и формирует эффективную систему защиты граждан от недобросовестных поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Санкции соразмерны с получаемыми правонарушителем выгодами в результате нарушения жилищного законодательства, а также создают условия для неотвратимости наказания и устанавливает разумный баланс между интересами жильцов и ресурсоснабжающими и управляющими организациями.
Кроме того, материально мотивирует управляющие и ресурсоснабжающие организации к своевременному принятию обоснованных решений по заявлениям граждан в связи нарушениями порядка начислений платы за жилищно-коммунальные услуги, что снизит конфликтность в жилищно-коммунальной сфере.
В связи с поступившими замечаниями от Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства в проект закона внесены изменения устраняющие недочёты, указанные в заключении.
В целом Комитет поддержал новшества вносимые коммунистами. На ближайшем заседании ГСК РБ законопроект будет рассмотрен.
Комментарии закрыты